21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музей городецкой росписи в городце

Музей городецкой росписи в городце

Многие из нас на уроках рисования в школе узнали о существовании наивной, но такой солнечной и доброй – Городецкой росписи. На расписных досках гуляют барышни, скачут тонконогие кони, растут невиданные цветы.

Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.

Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба. Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.[i] Среди резных и расписных прялок в собрании Русского музея выделяется донце прялки работы Антона Васильевича Мельникова. Оно характеризует первоначальный этап становления нового приема украшения донцев, заменившего резьбу.[ii]

Своеобразная народная жанровая «картина» на прялочных донцах с её характерными «городскими» сюжетами обязана своим происхождением не только богатым художественным традициям этого края. В известной степени она продукт своего времени, результат городского влияния на быт и искусство деревни. Это влияние особенно ощущалось в промышленных районах Поволжья, и в частности в Балахнинском уезде, где крестьяне оказались больше связанными с ремёслами, судостроением, торговлей, чем с землёй. По свидетельству земского деятеля А.Карпова, исследовавшего Балахнинский уезд Нижегородской губернии в 1870–80-е годы, жители этого уезда отличались трудолюбием, предприимчивостью и грамотностью, характерной для старообрядческого населения, здесь преобладавшего. Среди них было много зажиточных, одевавшихся по-городскому, чей жизненный уклад приближался к мещанскому.[iii]

Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, «оживки» белилами — все то, что придает живописи законченность и выразительность. Николай Иванович Огуречников научил местных ремесленников варить клей, готовить краски, показал первые образцы цветочного орнамента и другие элементы, например, иконописного коня Георгия Победоносца. Мастера давно уже применяли подкраску инкрустированных предметов, поэтому были готы воспринять живописную технику.

Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта — лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла (к концу девятнадцатого века в нем были задействованы жители десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» и гуляния».[iv] В конце XIX века появился дешевый ситец фабричного производства, который заменил ткани ручного изготовления. Так необходимые для ручного производства тканей донца, гребни, веретенца стали ненужными. Постепенно городецкая роспись перешла с прялок на чаши, солонки, разделочные доски, игрушки и даже мебель. Очень разнообразны по манерам и сюжетам росписи мочесники-коробейки для хранения веретен с пряжей. К примеру, мочесник из Нижегородской губернии, 1920-х гг., в коллекции Государственного Русского музея. Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания равновесия красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

В начале XX века городецкая роспись приходит в упадок, что было связан с Первой мировой войной, т.к. многие мастера ушли на фронт. Городецкая роспись возродилась в 30-е годы. В этот период начали делать расписную детскую мебель и игрушки.

Во время Второй Мировой Войны погибло много молодых художников, умерло большинство старых мастеров. С ними ушло искусство. Традиции предали забвению.

Следующее возрождение промысла произошло в 50-е годы, когда Аристарх Евстафьевич Коновалов, патриарх городецкой росписи, восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику «Городецкая роспись». Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами, фабрика освоила много новых изделий: нарядные декоративные панно, мебель, детские игрушки.[v]

За короткое время на «Городецкой росписи» была создана иконописная мастерская и начато писание икон. Иконопись здешних мастеров получила благословение Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго.

С 1995 года благословения митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая на родине «старца Прохора с Городца», работавшего с Андреем Рублевым и создавшего святые образа, была создана иконописная мастерская, положившая начало возрождению иконописи в «малом Китеже» — древнем Городце.

Иконы в мастерской «Городецкой росписи» изготавливаются в строгом соответствии с технологией древней иконописи с применением естественных природных красителей, выдержанного дерева и соблюдением изобразительного канона иконописных образцов Священного Писания.[vi]

Выполненные с любовью и талантом лучшие образцы городецкой росписи заняли достойное место в музеях и стали примером для следующих поколений.

Городец

56° 39.0090 ′N , 43° 28.2241 ′E
56.65015N, 43.47040E
56°39′0.54″N, 43°28′13.45″E

74 материалa по 36 объектам, 1 697 фотографий

  • Карта
  • Заметки 25
  • Фотографии 1 697

Ссылки от бывалых

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Городце.

Музей фабрики «Городецкая роспись» / Factory Museum «Gorodets painting»

56° 37.0542 ′N , 43° 29.1646 ′E
56.61757N, 43.48608E
56°37′3.25″N, 43°29′9.88″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Знакомимся с Городецкой росписью

Материал понравился:

56° 37.0542 ′N , 43° 29.1646 ′E
56.61757N, 43.48608E
56°37′3.25″N, 43°29′9.88″E

? Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (? за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней ?? Букинга.

? Знаешь Трипстер ? ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ?! Цены от 600 р. — точно порадуют ?

? Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! ?

Городец – город мастеров России. Наше знакомство с этим местом

Совсем недавно мы побывали в прекраснейшем городе Нижегородской области – Городце. Раньше мы рассказывали о своих путешествиях в Карелию день один , день второй , день третий , о поездке в Санкт-Петербург, также день один и второй , затрагивали тему Казани , а в этот раз мы посмотрели Городец.

Город на первый взгляд неприметен, на подъезде к нему, совсем не создавалось впечатление какого-то великого места, но дальнейшее знакомство изменило наши взгляды. Горьковское водохранилище, на берегу которого расположился Городец, впечатляет своими размерами, именно с него началось первое знакомство.

Описание

Встретил город мастеров наш дождливой погодой. Приехали мы в Городец из Нижнего Новгорода, именно в этом городе мы остановились на ночь, это всего 53 километра. Чудный город находиться на левом берегу реки Волга.

Мы были голодны, поэтому в первую очередь направились перекусить в кафе.Проще всего было поесть в кафе «Услада», приличная кухня и цена порадовали нас в этом заведении. Кафе удачно расположено в центре Городца, неподалеку от основных достопримечательностей города.

Прямо возле кафе есть сувенирная лавка, в которой можно приобрести различные предметы с фирменной городецкой росписью и вкуснейшие пряники, местного производства. Также нам советовали в городе заведение с армянской кухней — «Султан», ну это так, для информации.

Что посмотреть в Городце

В свое время Городец проводил на своей территории огромные ярмарки, ведь он славился и сейчас славится, своей росписью, изделиями и выпечкой. Для полного впечатления о городе, обязательно стоит посетить музей «Город мастеров». В этом месте можно увидеть все то, чем славится Городец.

Мастера прямо в Вашем присутствии сотворят шедевры из глины, соломы, дерева, разукрасят своей невероятной росписью различные предметы. Территория музея, вся из дерева, она сама по себе уже произведение искусства.

Неподалеку от музея невероятная смотровая площадка с видом на Волгу, на ней можно сделать прекрасные фото и полюбоваться видами, которые открываются отсюда.

Что можно еще посетить в Городце

Также на территории небольшого города Городца, с населением всего около 30 тысяч человек, можно посетить музей самоваров, Городецкий историко-художественный музейный комплекс, детский музей, совершенно потрясающий музей «Городецкий пряник», ведь пряники из этого места ничем не уступают Тульскому прянику, дом-музей графини Паниной и «Галерею добра».

Если Вы устали от посещения музеев, можно просто погулять по городу, его территория радует глаз, разноцветные дома, украшенные невероятной резьбой по дереву – целое произведение искусства.

Что привезти из города

В качестве сувенира из города мастеров обязательно стоит привести местный пряник, который хранится долгое время и очень вкусен, поделки местных мастеров, которые радуют глаз. Выбор огромен, поэтому каждый найдет именно то, что понравится ему.

На осмотр Городца вполне достаточно одного дня, именно к такому выводу мы пришли, посещая этот прекрасный город. За день осмотреть основные достопримечательности вполне реально и сложить впечатление об этом замечательном месте.

А какие небольшие города России Вы бы посоветовали посетить? Приятных путешествий!

Лето 2012. Городец, фабрика «Городецкая роспись».

В прошлом круизном посте мы гуляли по Городцу. Главным же пунктом программы в Городце было посещение фабрики «Городецкая роспись».

В начале 30-х гг прошлого века на местах народных промыслов организуются артели и общественные художественные мастерские. А в 1950 несколькими мастерами была основана артель «Стахановец», изготовляющая сувениры. Председателем ее был Аристарх Евстафьевич Коновалов, потомственный мастер городецкой росписи, его мать и дядя, дед и прадед работали в промысле.

C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи.

С 1960 года Курцевская артель «Стахановец» преобразована в фабрику «Городецкая роспись» и в 1965 году объединена с производством мебели в Городце, что позволило осуществить строительство современного цеха росписи в Городце и сохранить Курцевскую живописную мастерскую. Датой возникновения предприятия считается сентябрь 1937 года.

С 1995 года работает творческая мастерская иконописи, где возрождена технология иконописи XIV-XV веков с соблюдением всех церковных канонов.

Во время нашего круиза фабрика была закрыта на двухнедельные каникулы, но специально для нашей группы ее открыли и мастера пришли нас встретить и рассказать о своем искусстве. Экскурсия включала в себя посещение иконописной мастерской и рассказ о технике иконописи, посещение цеха росписи (к сожалению, посмотреть на саму работу не удалось), посещение музея и магазина.

цех росписи — светлое, хорошее помещение

на столах масса интересного

Городецкая роспись cуществует с середины XIX в. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Замечательные городецкие прялки мы увидели в музее фабрики, где, к сожалению, нам не разрешили фотографировать. Зато потом мы вдоволь насмотрелись на них в краеведческом музее.

Экскурсию по фабрике проводила художница Наталья Семеновна Приваловская, член Союза художников России. За большую творческую работу награждена многими грамотами и дипломами. В 1997 году награждена медалью «За заслуги перед Отечеством 2 степени»

Сначала «белье» (деревянную основу) шлифуют, сглаживая все неровности, и намечают композицию будущего узора. Опытные мастера делают это прямо «набело», краской обозначают основные фигуры. И уже потом вводят средние и мелкие детали. Заключительный этап росписи — нанесение черной и белой краской шрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

вот какая хлебница будет

Сюжеты городецкой росписи — сценки из крестьянского или купеческого быта, сказочные животные — знаменитые городецкий конь, петух. Великолепные цветы, как распустившиеся, так и бутоны.

Вот эти солонки еще не закончены. Им не хватает завершающего штриха — подписи мастера. На всех изделиях, что мы видели в магазине при фабрике, стояла подпись.

вот как на этой солоночке

музей при фабрике очень интересный! Очень жалели, что нельзя снимать. Много замечательных работ старых мастеров городецкой росписи

и целая стена глухой городецкой резьбы по дереву

зато в магазине — снимай не хочу! И все хочется купить, ассортимент очень богатый

но конечно цены тоже не копеечные, хоть и хочется всем по подарку, но особо не размахнешься

хлебница мне очень приглянулась! Наверное от того, что я несколько лет домой хлебницу хотела, и все не купить было

мы все же купили себе сувениры — Рухама купила себе круглую шкатулочку, моей маме купили шкатулку для ниток с замечательным городецким конем, Аня купила солонку.

Но даже если нет денег на подарок подороже, без сувенира никто не ушел — хоть небольшой магнитик, свистульку или дудочку купили все

ну и поскольку в тему — еще несколько фотографий из сувенирного салона. Там мы уже ничего не купили, просто посмотрели на красивые вещицы: вот такой ларь огромный

а вот эти птички мне очень понравились! И чего не взяла?

В следующем посте пойдем в музей городецкого пряника.

Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу круиз_2012

Источники:

http://rusmuseumvrm.ru/data/events/2016/12/gorodeckaya_rospis_v_virtualnom_russkom_muzee/
http://turbina.ru/guide/Gorodets-Rossiya-88363/Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Muzei/3/0/Muzey-fabriki-Gorodetskaya-rospis-53943/Otzyv/Znakomimsya-s-Gorodetskoy-rospisyu-82474/
http://zen.yandex.ru/media/id/5cacc64f78ee6d00af776389/5d829343f73d9d00ae60976d
http://vnu4ka.livejournal.com/360744.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x