43 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Искусная резьба по дереву

Искусная резьба по дереву китайских мастеров в закладки 15

Сегодня город является центром одной из четырёх основных школ деревянной резьбы в Китае:

Изуметельная деревянная резьба встречается в Пекинских императорских дворцах, в городе Ханчжоу, Сучжоу, и в провинции Аньхой.

Во времена императора династии Цин Цяньлуна (1711-1799), около 400 мастеров резьбы по дереву приехали в столицу для украшения деревянным изысками императорских дворцов. Работы того периода до сего дня хранятся в Гугун, императорском дворце в столице.

После 1910-го, многие резчики по дереву из Dongyang собрались в городах Шанхае и Ханчжоу для того, чтобы производить мебель и утварь на экспорт, сочетая западный и китайские стили.

В 1983-ом, Государственным Советом Китая Dongyang присвоили статус «Города китайской резьбы по дереву».

Китайская резьба по дереву, родом из Доньяна, уходит корнями в эпоху правления династии Тан, расцвет которой пришелся на седьмое столетие нашей эры. История продолжается, и молодые люди с удовольствием осваивают замысловатую технику.

На создание каждой отдельной работы уходит огромное количество времени и терпения. Подобной рукотворной красотой можно украсить немалое количество предметов мебели, начиная со столов и шкафов, заканчивая отдельно стоящими скульптурными композициями.

Неоднократно подобная техника резьбы использовалась для украшения массивных стен в домах богатых китайцев. Идеальная многослойная резьба позволяет создавать настоящие произведения искусства.

Искусство резьбы по дереву

Высокохудожественные резные детали отображают многовековые традиции резного дела, а также богатую историю формирования и развития, которые дают нам возможность познать истинную ценность великолепия. Во все времена резьба по дереву в интерьерах считалась большой роскошью. Мебель ручной работы с резными элементами могли позволить себе только люди высокого положения. И до сегодняшнего дня резьба по дереву остается самым популярным видом ручной обработки древесины. Благодаря вложению необычайно уникального мастерства и труда, мебель с резными элементами пребывает на вершине популярности среди ценителей изысканных и утонченных интерьеров.

Резьба по дереву является очень древним и самым распространенным видом художественной и декоративной отделки древесиной. Принцип декорирования резьбой широко применяется для украшения разнообразных деталей интерьера, создания пилястр, арок, фриз, панно. Такой резьбой украшают шкатулки, шахматы, рамки картин, зеркал, а также окна, двери, шкафы и множество других предметов интерьера. С помощью таких элементов жилое пространство приобретает выразительность, не зависимо от стиля интерьера. Мастерски выполненная резьба в форме причудливых и необычных узоров и орнаментов, преображает любой интерьер и превозносит вкус его владельца, который не может не наслаждаться удивительным очарованием и фактом обладания исключительно элегантной вещью.

Натуральный массив дерева обладает невероятными возможностями в украшении и изготовлении предметного декорирования, такие как графические, художественные и скульптурные приемы. Элементы мебели, изготовлены с применением техники резьбы способны подарить жизнь и украсить пространство вокруг. Они привносят «изюминку» эстетики и изысканности.

Давайте же обратимся к истории появления художественной резьбы по дереву.

Человек всегда был неотъемлемой частью природы. Еще из незапамятных времен он пытался преобразовывать окружающий мир под себя. Также человеческая душа всегда тянулась к прекрасному, не то песня, рисунок или поделки. Уникальная способность использовать природные качества материалов привела к тому, что создавались настоящие шедевры, ставшие достоянием целых народов и цивилизаций.

Резьба по дереву существовала на всех континентах, где обитали люди. В Африке из дерева вырезались идолы и деревянные маски, в Америке, у индейцев, изготавливались тотемы для разнообразных ритуалов, в Австралии аборигены оформляли такими украшениями бытовые предметы, на которых изображались фигуры животных и людей.

Особо можно выделить искусство резьбы у китайских и японских мастеров. И те, и другие оформляли таким способом, как величественные дворцы, так и обычные жилища.

Резьба по дереву в Китае имеет исток с начала каменного века. При эпохе правления величественной династии Мин (1368-1644гг.) изготовление мебели с резными деталями достигло своего пика. Тогда материалов для производства было с избытком. В подтверждение, с тех времен и до сегодняшнего дня, сохранилась большая часть культурного наследия Китая, в виде стен, резных столбов, картин из дерева. Познакомится с частью истории резного искусства можно в императорских дворцах Пекина, Сучжоу, Ханчжоу и провинции Аньхой.

В Китае мастерство резьбы проросло в новой ипостаси, множество современных художников продолжают нести в мир древние традиции, выражая свой талант в невероятных резных картинах (пример китайский мастер Чжен Чунхуи).

В Японии многовековые традиции резьбы по дереву сохранились и по сей день. Секреты мастерства передавались из поколения к поколению. До сих пор местные храмы строятся из древесных материалов и украшаются резными элементами и орнаментами. Шедевром народного плотницкого искусства является невероятных размеров храм-реликварий Дайбуцудэн (Храм Тодайдзи), который был построен еще в VIII веке. В 1705 году размер здания специально уменьшили на 30%, но и в нынешнем виде храм считается самым большим в мире сооружением из древесины. Здесь представлены работы самых искусных мастеров Японии, их орнаментальная резьба украшает все колоны и стены храма.

Издревле славянские народы были отменными мастерами художественной резьбы. До наших дней сохранились такие исторические подтверждения, как фасады домов, посуда, детские игрушки, различные бытовые предметы, а также резная мебель. Украшение резными элементами окон, дверей и крыш, несло в себе защитный характер. Считалось, что такие узоры отпугнут от жилища всякую нечисть. Мастера также проявляли уровень своего таланта с помощью изготовления резных икон, которые были высшим уровнем искусства среди умельцев. Великолепные резные иконы, можно было созерцать на стенах величественных православных храмов. В XVI веке появились новые виды резьбы, благодаря приглашенным европейским мастерам. Теперь применялись более совершенные и современные инструменты. Резьба по дереву начала воплощаться в новых формах, неся в себе важную цель прекрасного – создавая удивительные панно из маленьких фигур, которые воплощали в себе эстетический и художественный характер.

Резьба по дереву – древнейший вид искусства, который является очень важным носителем истории культуры многих народов. Дерево прекрасный и доступный материал, который сравнительно легко обрабатывается и поддается изменениям. Как и во все времена, ручная работа резчика осталась несравненным видом искусства, манеру и стиль которого невозможно подделать или повторить. Работы иногда достигают такого уровня мастерства, что изделия кажутся изысканным кружевом. Такой вид резьбы называют многослойным.

Технология и виды резьбы непосредственно зависят от породы дерева. Скульптурная и рельефная резьба всегда выполнялась с более мягких сортов, таких как липа или береза. Мелкие детали требовали такие виды древесины, как клен, бук или груша. Но особое внимание стоит уделить мебельной художественной резьбе. Чтоб предметы интерьера смотрелись роскошно и радовали хозяев длительное время, мебель стоит изготавливать из более ценных пород дерева, которые покрываются политурой и прозрачными лаками. Из ореха, карельской березы и красного дерева получаются великолепные мебельные гарнитуры, которые по сей день являются украшением, многих музеев.

В период советской власти, с приходом индустриализации и новых идеологических взглядов, этот вид искусства сохранился на небольшом количестве предприятий, в основном у немногочисленных мастеров- любителей. В остальной части мира, за рубежом, не было столь резких нарушений традиции и потому мастерство резьбы по дереву продолжало свое размеренное развитие.

Резьба по дереву. Основные виды.

Плосковыемчатая резьба

Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

Геометрической или контурной.

Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур — треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки — их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, — линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

Плоскорельефная резьба

Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба — один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона — более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу — заоваленной с подушечным фоном.

  • Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

Рельефная резьба

Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами — ножа-косяка и полукруглых стамесок.

Прорезная резьба

Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование — «домовая резьба».

Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

  • Накладная, или наклейная резьба

Состоит из отдельных элементов — резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

Домовая резьба

Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

Больше спасибо за внимание!

Материал собран из книги «Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия.» Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»

Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

Художественная резьба по дереву для начинающих

Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.

Нанесение рисунка узора на деревянную заготовку

Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

Виды резьбы и техники

Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и объемную скульптурную резьбу по дереву. Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная резьба;
  • ажурная;
  • глухая резьба с подобранным фоном;
  • прорезная контурная резьба ;
  • накладная.

Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

  • контурная;
  • трехгранно-выемчатая;
  • ногтевая или скобчатая.

Для исполнения потребуется:

  • доска из липы;
  • нож-косяк;
  • линейка и карандаш.

На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать орнамент для резьбы самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

Несколько орнаментов для резьбы по дереву

Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.

Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

  • безопасности работы;
  • организации рабочего пространства;
  • подготовки инструмента.

Рабочее место резчика

Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.

Пример обустроенного рабочего места резчика

Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

Требования к инструменту

Современные инструменты для резьбы открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

Подборка стамесок для резьбы по дереву

Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

В арсенале мастера всегда находится:

  • пила;
  • ручная дрель или коловорот;
  • рубанок;
  • стамески полукруглые и плоские;
  • ножи разных размеров;
  • небольшой топор.

Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.

Различные типы пил для резьбы по дереву

Рубанок — это незаменимый инструмент при работе с деревом. Для начинающего мастера достаточного одного рубанка средней величины. Иногда этот инструмент называют стругом, что отражает его функцию. Специалисты относят рубанок к одному из разновидностей струга. В дальнейшем можно приобрести фуганок и цикли, с помощью которых производится идеальное выравнивание поверхности дерева.

Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:

То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.
Важнейшим моментом является правильная заточка и состояние режущей кромки. Точить стамески нужно часто. Иногда рекомендуют делать это перед началом работы, но чаще всего стамески готовят заранее. Нельзя допускать работу тупым инструментом. Это опасно. Ненаточенная стамеска чаще срывается, и можно получить серьезную травму.

Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.

Когда начинается творчество

Если человек интересуется резьбой по дереву, это говорит о том, что у него творческая натура. Овладев навыками резьбы геометрических рисунков, он на этом не остановится. Дерево — материал пластичный и позволяет экспериментировать. Но, разрабатывая эскизы будущих шедевров, нужно учитывать, что древесина разных пород отличается.

Конечно, липа, береза или бук имеет одно направление волокон. Однако эти породы отличаются твердостью. Новичкам рекомендуют использовать липу и только потом переходить к обработке изделий из березы и других твердых пород.

В процессе работы становится понятно, что одинаковые приемы работы не всегда уместны. Каждое дерево требует индивидуального подхода. Это тот момент, когда новичок начинает самостоятельно и творчески осмысливать процесс. Резчик, когда создает свои композиции, понимает, что процесс этот доставляет радость.

Источники:

http://delaemrukami.boltai.com/topics/iskusnaya-rezba-po-derevu-kitajskih-masterov/
http://royaldesign.ua/ru/iskusstvo-rezbyi-po-derevu.bXkh3/
http://www.livemaster.ru/topic/1706479-rezba-po-derevu-osnovnye-vidy
http://proekt-sam.ru/rezba/rezba-po-derevu-dlya-nachinayushih.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x