345 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правило золотого сечения в ландшафтном дизайне

Что надо знать о золотом сечении в ландшафтном дизайне

Золотое сечение в ландшафтном дизайне — краеугольный камень проектируемого пространства. Этот принцип помогает создать на участке интересную асимметричную, но подчиненную правилам гармонии, целостную и законченную композицию.

Важная информация

Еще древние греки пытались найти высшую гармонию, анализируя мир и соотношение его частей друг к другу. Они заметили, что если большая часть какого-либо предмета относится к меньшей так же, как большая часть относится к целому (большая часть вместе с меньшей), то этот предмет выглядит гармоничным и красивым. Например, человеческое лицо кажется более красивым тогда, когда расстояние ото лба к кончику носа и от кончика носа к подбородку укладывается в правило золотого сечения.

То же касается и расстояния от макушки головы человека до пупа и от пупка до ступней.

Назвал этот принцип золотым сечением Леонардо да Винчи. Он его использовал в своих картинах, когда изображал лицо человека или его тело. Все его картины композиционно тоже укладываются в эту формулу. Реализован данный принцип и во многих его изобретениях.

В основе правила — чистая математика. Такие взаимоотношения большей и меньшей части выражаются численно. Нагляднее всего это видно на отрезке. Если отрезок принять за х и разделить его на две неравные части х1 (большая часть) и х2 (меньшая часть), то чтобы получилось золотое сечение, х так должен относиться к х1, как х1 относится к х2. При этом х = х1 + х2; а х2 = х – х1.

Если записать длины отрезков, например, в сантиметрах (или метрах), то отношение целого к большей части и большей части к меньшей будут равны примерно 1,6. При этом, если принять отрезок х за единицу, х1 будет равно примерно 0,62 этого целого отрезка, а х2 – 0,38.

Аналогично можно нарисовать и треугольник, где две более короткие стороны по отношению друг к другу и к большей части укладываются в формулу золотого сечения.

И любое соотношение, которое имеет в итоге примерно 1,6, укладывается в эту формулу.

Постепенно данный принцип перешел в архитектуру, музыку. А потом и в дизайн, в том числе ландшафтный. Знание цифровых значений золотого сечения позволяет без особых проблем рассчитывать расстояния проектируемого пространства.

Гармоничная асимметрия

Этот принцип применим к любому объему или плоскости. Если он используется, объем или плоскость выглядят гармонично и пропорционально (несмотря на то, что части неравные). Гармонично и пропорционально будет выглядеть и участок, который облагораживается по закону золотого сечения в ландшафтном дизайне.

Чаще всего по этой формуле высаживаются цветники, кустарники и деревья.

Это касается как высоты растений, так и их расположения.

При планировке участка (расположения дома, дорожек, различных насаждений и т.п.) тоже желательно опираться на рассматриваемый принцип.

Это позволяет обеспечить гармонию в восприятии, достичь душевного равновесия людям, которые будут жить в этом пространстве.

В природе тоже все устроено по принципу золотого сечения. Например, укладываются в эту формулу спираль ДНК и любая природная форма в подобном виде, а также расположение листьев на деревьях.

В ландшафтном дизайне можно довести реализацию этого принципа до совершенства. Применить его к положению растений в пространстве — вертикально и горизонтально, в выборе композиционных решений и даже в использовании цвета (к примеру, можно высаживать растения разных цветов, располагая их на участке по формуле «0,68–0,32»).

Создавая гармоничную композицию в ландшафтном дизайне, нужно активно использовать геометрические формы: круг, квадрат и треугольник. С золотым сечением в первую очередь связан треугольник. Композиционные решения, основанные на правиле треугольника, позволяют грамотно разделить участок при проектировании пространства.

Упрощенно говоря, правило треугольника означает, что на участке желательно создавать группы из элементов числом не более 3. При этом все они должны быть разного размера и (или) разной высоты — от большего к меньшему.

Правило треугольника

Высаживать насаждения нужно в виде треугольника либо по одной линии (но группой в 3 элемента). Если это треугольник, то насаждения должны располагаться по его углам. При этом правило треугольника можно использовать одновременно и в высоту. Например, самое маленькое дерево высадить на одной из вершин треугольника, дерево побольше — на второй, а самое большое — на третьей. И длина отрезков треугольника, и высота деревьев должны хотя бы приблизительно (абсолютная точность в ландшафтном дизайне невозможна) укладываться в рассматриваемую формулу.

Это же соблюдается, когда деревья высаживаются в одну линию. Расстояния между первым и вторым деревом должно составлять 0,68 частей, между вторым и третьим — 0,32. При этом деревьям желательно быть разноуровневыми и по высоте относительно друг друга максимально приближаться к золотому сечению.

В итоге вся композиция обретет объем и законченность.

В этом смысле простор для фантазии огромный. К примеру, можно высаживать деревья не только разной высоты, но и различных видов (например, посадить яблоню рядом с березой и ивой) или разной кроны — тогда дерево с широкой кроной красиво закроет большую часть линии, по которой идут посадки.

По такому же принципу можно высаживать все растения — деревья, кустарники, цветники. А если к этому присоединить еще и дорожки, строения и др., т.е. максимально усложнить композицию, то в итоге можно получить очень необычный результат.

Таким образом, золотое сечение — это тот случай, когда асимметрия (ведь все отрезки и части объективно не равны друг другу) выглядит более гармоничной и красивой, чем симметрия.

Ландшафтный дизайн: правило золотого сечения

На страже красоты и эргономики вашего загородного участка всегда находится ландшафтный дизайн – комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию эстетических параметров газонов, клумб, кустарников и деревьев, а также основополагающих объектов земляных наделов и элементов декора. И несмотря на кажущуюся простоту и логичность готовых решений, ландшафтный дизайн в Кирове и любых других городах – это лишь доля импровизации, в остальном имеет место свод важных правил и ключевых принципов. Но так ли это на самом деле?

Как создается профессиональный ландшафтный дизайн?

Любой грамотный дизайнер скажет, что настоящий ландшафтный дизайн – это целая совокупность правил и принципов, которым следуют опытные специалисты. Единство стиля, лаконичность и простота, правило доминанты – все это, безусловно, важная теория, однако, ни один ландшафтный дизайн в Кирове невозможно представить без правил геометрических форм.

Принцип золотого сечения – важное требование, которое учитывает действительно грамотный ландшафтный дизайн.

Киров знает десятки примеров, когда именно это правило позволило дизайнеру подготовить сногсшибательный проект, который получил отличное практическое воплощение. Осталось разобраться, что представляет собой принцип золотого сечения.

Ландшафтный дизайн: соотношение размеров

В целом, принцип золотого сечения основывается на использования определенных пропорций, что касается размеров, форм, цветов и расположения ключевых элементов.

Примером могут служить габариты и формы кустарников, деревьев, цветов: используя градацию от большего к меньшему, вы сможете упорядочить процесс воплощения ландшафтного дизайна. Выглядеть это может следующим образом:

  1. Сначала высаживаются крупные деревья округлой формы и различных форм листьев;
  2. Далее следуют кустарники (невысокие или игольчатые кусты) меньшей высоты;
  3. Нижний ряд – цветочные клумбы, имеющие самую скромную высоту.

При этом, ландшафтный дизайн в Кирове, как и любом другом городе, предполагает использование формы разностороннего треугольника.

Например, высота первого яруса – 8 частей, второй – 5 частей, а третьей – 3 части. В итоге получается гармоничный ряд: с любого ракурса окажутся заметны все три компонента дизайна, что и является одной из ключевых целей. То же самое касается расположения ключевых элементов ландшафтного дизайна на участке: если посмотреть на границы сверху, также вполне может получиться разносторонний треугольник, созданный по принципу золотого сечения.

Золотое сечение и ландшафтный дизайн: пропорции

Теперь настало время отметить, а каким именно пропорциям необходимо следовать, если вы выбираете профессиональный ландшафтный дизайн. Киров способен привести десятки различных вариантов, однако, всегда можно назвать те, которые используются чаще всего: 3:5; 5:8; 8:13; 13:21.

Ландшафтный дизайн предполагает использование пропорций золотого сечения т.к. вся природа и мир в целом устроен по этим правилам.

Да и само разделение следует считать условным, ведь исходить следует из индивидуальных особенностей каждого отдельно взятого проекта – это серьезное решение, требующее основательного подхода. Ведь ландшафтный дизайн должен органично смотреться и вызывать положительные эмоции для человека, то есть приносить эстетическое удовольствие. Правило троицы в ландшафтном дизайне действует при выборе: трех форм, трех цветов, трех высотТо есть, гармония использования в посадках трех форм растений, трех разных цветов разной высоты. Здесь надо вспомнить пропорции золотого сечения 8:5:3 или правило — целое относится с большему, как большее к меньшему. Отсюда главная рекомендация: брать компоненты в разных долях.

  • Форма. В композиции растений необходимо предусмотреть различные формы растений. Небольшие растения будут служить дополнением высоким и объемным. Это правило применимо и к форме листьев.
  • Высота. Посадка растений происходит таким образом, чтобы был организован хороший вид со всех сторон и ни одно из них не загораживало другое.
  • Цвет. Например, создать клумбу в бело-жёлтых тонах. По правилу троицы необходимо определить, какого тона будет больше, белого или жёлтого и конечно в небольшой пропорции внести третий цвет, например, оранжевый.

Оптимальный ландшафтный дизайн

Но несмотря на наличие различных правил, принципов и прочих требований, ландшафтный дизайн в Кирове, Москве, Казани и любом другом городе – это, прежде всего, искусство, которым обязан владеть исполнитель. Да и слепо следовать указанием учебников также нет никакого смысла, ведь именно заказчику придется оценивать работу дизайнера, а о вкусах, как известно, не спорят.

Выходит, что ландшафтный дизайн – это не только знание теории и внушительное портфолио исполнителя, но и другие не менее важные требования.

Проще говоря, работа современного специалиста должна вестись сразу в нескольких направлениях:

  • Учет индивидуальных требований и предпочтений заказчика. Ведь именно клиент задает ориентир, каким именно он планирует видеть свой ландшафтный дизайн. Киров – это сотни различных заказчиков, каждый из которых имеет свой взгляд на вещи;
  • Владение искусством дизайна, знание правил и законов, в том числе принципа золотого сечения, о котором мы говорили выше;
  • Умение сопоставить теорию и практику, учитывая индивидуальные особенности участка, с которым ведется работа. Ведь далеко не всегда удается воплотить то или иное решение, так как рельеф местности и другие особенности могут накладывать ряд ограничений;

Студия «Идеальное решение» — это профессиональный ландшафтный дизайн в Кирове, который отвечает всем требованиям заказчика, эргономики и современности!

Автор: Першина Полина
Копирование с ссылкой на источник

Законы и приемы ландшафтного дизайна

Создайте для вашего сада уникальный ландшафтный дизайн и наслаждайтесь им!

Постараемся в доступной форме рассказать Вам о том, как построить ландшафтную композицию, используя гармоничное сочетание свойств пространственных структур: геометрической формы, величины, фактуры, положения в пространстве, цвета, освещенности. Пренебрежение этими правилами ландшафтного дизайна может стать причиной того, что вместо прекрасного, радующего взгляд сада Вы получите лишь беспорядочно размещенные, не связанные между собой элементы.

Единство и соподчиненность. В построении ландшафтной композиции существует 2 принципа: разделение и объединение. Разделение, ограничение отдельных частей наблюдается при зонировании участка, выделении различных типов пространств. Например, Вы планируете создать в своем саду въездную зону, зону отдыха, огород и сад, детскую площадку, хозяйственную зону и т.д. Каждая из этих зон несет свою смысловую и практическую нагрузку, т.е. она отличается от других по задачам, способам оформления, размерам, форме и т.д. С другой стороны, для того чтобы Ваш сад выглядел гармоничным и целостным, Вам необходимо объединить различные элементы. Для этого необходимо выявить что-то одно, наиболее важное для Вас, и подчинить этому главному все остальные части (это может быть тематическое подчинение, доминирование цвета, формы и т.д.).

Пропорции. Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину сада в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором пропорций, используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части бOльшая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к бOльшей части – 3:5:8. При нарушении закона исчезает чувство равновесия и комфорта. Пример: Вы хотите построить композицию из деревьев и кустарников. Чтобы композиции воспринималась целостно, Вы можете выбрать дерево высотой 8 метров, рядом разместить кустарник или некрупное дерево приблизительно 5 метров высотой и завершить композицию высадкой среднерослого 3-метрового кустарника. Таким образом, правило Золотого сечения 8:5:3 позволит Вам добиться правильных пропорций всей группы посадок.

Симметрия и асимметрия. Посадки и другие элементы ландшафтного дизайна могут размещаться в саду симметрично – т.е. равноудалено от осевой линии, либо асимметрично. Для сада в формальном стиле подойдут, безусловно, симметричные посадки: это могут быть аллеи по бокам дорожек, симметричные партерные цветники и т.д. Для сада в пейзажном стиле, стиле кантри надо отдать предпочтение асимметрии, свойственной Природе.

Ритм. Это повторение какого-либо элемента ландшафтного дизайна с определенным временным или пространственным интервалом. Интервал может быть систематическим (например, аллея), а может быть и произвольным чередованием.

Контраст. Этот прием использует сильно выраженное различие пространственных форм (светлый – темный, большой – маленький, высокий – низкий, гладкий – шершавый и т.д.). Для создания такого эффекта из уже известного нам правила Золотого сечения убираем один элемент 8:5 убираем: 3. Контраста можно добиться на различности форм: пирамидальная – плакучая, шаровидная – колоновидная; по фактуре: шероховатая – глянцевая поверхность листьев; по цвету растений или декоративных элементов.

Нюанс. Это тонкий переход от одного объекта к другому, характеризующийся незначительным различием в свойствах объектов (например, композиция из флоксов светлых тонов с преобладанием белых и некоторого количества розовых цветов; или композиция из хвойников с постепенной сменой цвета от желтого к желто-зеленому, затем ярко-зеленому и, наконец, темно-зеленому тону).

Масштабность. Это свойство композиции, которое объединяет элементы сада по одному какому-либо свойству. Не должно быть так, чтобы элементы становились стеной, ширмой, т.е. необходимо соблюдать прозрачность, элементы композиции должны соответствовать росту человека.

Законы линейной и воздушной перспективы.

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Линейная перспектива – это изменение величины и формы предмета по мере удаления от него:

  • чем дальше предмет находится от нас, тем он кажется меньше;
  • все параллельные линии в перспективе сходятся на линии горизонта в одной точке;
  • вертикальные линии в перспективе всегда остаются вертикальными;
  • для усиления перспективы рекомендуется высаживать более крупные растения на переднем плане и по мере отдаления от точки обзора выбирать меньшие по размеру и объему растения, а также увеличивать расстояние между ними.

Воздушная перспектива – изменение цвета, яркости и четкости предмета по мере удаления от наблюдателя.

Различные цвета по-разному изменяются по мере удаления от зрителя: желтый цвет становится зеленым; оранжевый – грязно-красным; зеленый – голубовато-синим; фиолетовый цвет растворяется; белый выглядит более эффектно на темном фоне и кажется ближе, чем на самом деле; черный растворяется и светлеет; красный приближает предмет к зрителю, синий, наоборот, удаляет.

Деревья с мягким контуром и с листвой холодного оттенка следует размещать на дальнем плане ландшафта. Там же размещаются синие и голубые пятна цветников и темные хвойные или лиственные композиции.

Построение пейзажной картины.

Пейзажная картина – часть пространства сада, которую визуально (зрительно) можно выделить из общего пространства, мысленно заключив в рамку. Пейзажная картина должна быть целостной, иметь центральный элемент, который не обязательно располагается по центру угла зрения. При этом все элементы пейзажной картины должны просматриваться, не закрывая и не заслоняя друг друга.

Основы ландшафтного дизайна в создании композиций

Для того чтобы разного рода насаждения растений и строения на участке смотрелись гармонично и сбалансировано, необходимо знать основы ландшафтного дизайна участка. Они позволят грамотно выразить желаемые идеи в создании композиций и избежать хаотичного и беспорядочного размещения элементов.

Зная, как правильно располагать в пространстве территории формы разной величины и фактуры, можно создать прекрасную композицию всего ландшафтного дизайна садового участка. Особое внимание при этом также необходимо уделять цвету, освещению и расположению в пространстве.

1. Единство и гармоничность пространства в ландшафтном дизайне

Территория участка чаще всего делится на зоны: сад, огород, детская площадка, парковка, зона отдыха и многое другое. По правилам ландшафтного дизайна все должно смотреться, как единое целое, и при этом не нарушать индивидуальности и функциональности каждой зоны. Чтобы этого достичь, следует выбрать что-то единое, вследствие чего вся территория будет смотреться целостно. С этой целью можно использовать повторяющуюся форму в каждой зоне либо доминирующие цвета (не более 3). Также очень часто в этой роли выступает подчинение тому или иному стилю ландшафтного дизайна.

рис.1 Единство и гармоничность пространства в ландшафтном дизайне

2. Ритм в ландшафтном дизайне

Для того чтобы участок смотрелся живым, с помощью повторяющихся элементов ему задают ритм. Для этого чаще всего используют живую изгородь, садовые дорожки, клумбы, бордюры, элементы декора. Все это оживляет композиции, придавая ощущение движения. Элементы могут располагаться на территории систематически или хаотично. Первый вариант можно рассмотреть на примере топиариев и садовых дорожек, а второй хорошо заметен при использовании регулярно повторяющихся элементов.

рис.2 Ритм в ландшафтном дизайне

3. Контраст в ландшафтном дизайне

Контраст является одним из главных правил в основах ландшафтного дизайна. Его суть заключается в выделении того или иного объекта на общем фоне. Для этого используют элементы, сильно отличающиеся от основной массы по цвету, форме или фактуре. Они играют главную роль в композиции, делая её таким образом интересной и привлекающей внимание. Но эти элементы, ни в коем случае, не должны разрушать целостность восприятия. Поэтому, добавляя их на клумбу, стоит обращать особое внимание на соответствие направлению общей тематике.

4. Нюанс в ландшафтном дизайне

Нюанс отличается от контраста тем, что привлекает своей выразительностью за счёт градации отношений однородных качеств предмета. Это выражается в небольшом отличии по форме, цвету или фактуре. Например, клумба, на которой можно высадить хвойные растения разной формы и цвета, или цветы одного цвета с разными оттенками. Такое сочетание успокаивает и создаёт ощущение гармонии, поэтому чаще всего используется в зоне отдыха или у искусственного водоёма.

5. Пропорции в ландшафтном дизайне

Очень важно, создавая композицию, учитывать правила ландшафтного дизайна в соблюдении пропорций. Для этого чаще всего прибегают к использованию правила «Золотого сечения», которое гласит следующим образом:

При деление отрезка на 2 части большая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к большей – 3:5:8.

Например, вы хотите создать композицию с участием дерева. Для того чтобы в ней соблюдался баланс, дерево должно быть высотой 8 м, рядом с ним должны располагаться кусты высотой 5 метров и ко всему этому добавляется растение высотой 3 метра. Расстояние между растениями тоже должно соответствовать 3:5:8. Применяя такой несложный расчёт, любая клумба будет смотреться сбалансировано и гармонично.

Источники:

http://landshaftt.ru/dizajn/zolotoe-sechenie.html
http://design43.ru/news/114/120/landshaftnyj-dizajn-pravilo-zolotogo-secheniya/
http://www.ssa.ru/articles/entry/857626BFC
http://pikabu.ru/story/osnovyi_landshaftnogo_dizayna_v_sozdanii_kompozitsiy_4111948

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x