82 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если оборвать кончик главного корня что будет

школьная олимпиада по биологии 6 класс
олимпиадные задания по биологии (6 класс) на тему

Задания представлены для школьного тура по биологии за курс 6 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Задания школьного тура биологической олимпиады

по биологии в 6 классе

Задания части 1. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать определяется из расчета: 1 балл за каждое тестовое задание.

Индексы правильных ответов внесите в матрицу.

  1. Развитие жизни на Земле началось
  1. 3,5 миллиарда лет назад
  2. 2 миллиарда лет назад
  3. 1,5 миллиарда лет назад
  4. 2.5 миллиарда лет назад
  1. Простейшие – это
  1. одноклеточные организмы, не имеющие ядра
  2. многоклеточные организмы
  3. одноклеточные организмы, имеющие ядро
  4. бактерии
  1. Кедр, кедровка, глухарь, соболь, летяга характерны для
  1. широколиственного леса
  2. тайги
  3. тундры
  4. лесотундры
  1. Планктон входит в
  1. сообщество толщи воды
  2. сообщество кораллового рифа
  3. донное сообщество
  4. сообщество береговой отмели
  1. Наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой
  1. экология
  2. физическая география
  3. биология
  4. геология
  1. В животной клетке отсутствуют
  1. митохондрии
  2. вакуоли
  3. лизосомы
  4. рибосомы
  1. Камбий ствола дерева относится к
  1. защитной ткани
  2. образовательной ткани
  3. механической ткани
  4. основной ткани
  1. Фотосинтез необходим растениям для
  1. питания
  2. дыхания
  3. выделения
  4. обмена веществ
  1. Для митоза характерны
  1. 4 стадии деления
  2. 2 стадии деления
  3. образование 4 дочерних клеток
  4. образование половых клеток
  1. Аппарат Гольджи выполняет функцию:
  1. образование белков
  2. деление клетки
  3. связь органоидов
  4. накопление питательных веществ.

Задания части 2 .

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индексы правильных ответов внесите в матрицу.

  1. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня :
  1. Корень погибнет;
  2. Все растение погибнет;
  3. Рост корня в длину прекратиться;
  4. Растение выживет, но будет слабым;
  5. Начнут расти боковые и придаточные корни.
  1. Листопад — это:
  1. Приспособление растений к недостатку влаги,
  2. Удаление вредных веществ;
  3. Осеннее явление в жизни растений;
  4. Процесс питания.
  1. Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они:
  1. Живые организмы;
  2. Дышат, питаются, растут, размножаются;
  3. Выделяют кислород;
  4. Образуют на свету органические вещества.
  1. Выращивая капусту, следует помнить, в каких условиях произрастали её дикие предки:
  1. Влажная, богатая питательными веществами почва;
  2. Тепло;
  3. Низкие температуры;
  4. Недостаток влаги;

5. Из семян подсолнечника получают:

I. Растительное масло ;

IV. Сливочное масло;

ЗАДАНИЕ 3. [макс. 5 баллов] Выберите номера правильных суждений.

Прочитайте утверждения и решите, какие их них верны. В матрице ответов напротив номера правильного на ваш взгляд суждения поставьте « х ».

1.Многоклеточные организмы отличаются от одноклеточных тем, что у них есть органы.

2. Система увеличительных стекол микроскопа в верхнем конце тубуса называется объектив.

3. Все живые клетки растений содержат пластиды.

4. Оболочка клеток большинства грибов содержит целлюлозу.

5. Клетки некоторых частей растений могут делиться. В результате деления и роста клеток растения растут.

ЗАДАНИЕ 4. Вам предлага е тся тестов ое задани е , требующ е е установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4. Заполните матриц у ответов в соответствии с требованиями задани я .

Осматривая растения на приусадебном участке, ученый определил, что у некоторых из них (1–4) наблюдаются признаки голодания по ряду элементов питания (А–Г):

1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев. Старые листья поражаются позже сходным образом. Малая мощность растений.

2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.

3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста. Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и перевертыванию листьев.

4) Слабый рост, карликовость, склероморфизм. Отношение побеги/корни сдвинуто в пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.

Соотнесите указанные симптомы с причинами их появления.

Элементы питания : А – фосфор; Б – азот, В – железо; Г – бор.

Рост корня;

При прорастании семенипервым из семенной кожуры появляется корешок зародыша. Сначала он чуть заметен, но вскоре вытягивается и становится большим. Почему это происходит?

Корешок зародыша и корень взрослого растения, как и все другие органы, имеют клеточное строение. Клетки зародышевого корешка поглощают растворы питательных веществ семени, растут и делятся.

Если на корешок проростка гороха нанести тушью поперечные черточки на расстоянии 2 мм одна от другой и поместить проросток в бутылку с налитой на дно водой, через сутки расстояние между метками, находящимися близ кончика корня, увеличатся. Это произойдет потому, что здесь расположен участок, где молодые клетки делятся и растут. В результате деления этих клеток образуются новые — дочерние клетки. Дочерние клетки в свою очередь делятся и растут. Так маленький корешок постепенно превращается в большой корень.

Корень растет верхушкой. Убедиться в справедливости такого заключения нетрудно.

Если оборвать или обрезать кончик корня — его верхушку, рост корня в длину прекратится. У корня с оторванным кончиком образуется много боковых и придаточных корней. Корневая система становится более мощной. Каждый из боковых корней также нарастает верхушкой. Это свойство корня используют при пересадке рассады капусты, томатов, астр и других культурных растений, имеющих стержневую корневую систему. Прищипывают корень во время пикировки.

Пикировка — это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заостренного колышка, напоминающего пику.

От названия колышка — пики, пикетки — этот процесс и получил свое название. Пикировка рассады вызывает рост боковых и придаточных корней и их разрастание в верхнем, наиболее плодородном слое почвы 25 . Так, у кукурузы корневая система разрастается в стороны от стебля почти на 2 м, а у репчатого лука — на 60—70 см.

Особенно сильно разрастаются корни деревьев. Например, у взрослой яблони они растут в стороны на расстояние до 15 м от ствола растения, а в глубину до 3—4 м. Основная масса корней развивается на глубине 15—18 см от поверхности почвы. Поэтому нельзя выращивать овощи, полевые или какие-нибудь другие культуры под кронами плодовых деревьев.

Общая длина всех корней одною растения очень велика. Например, корни моркови примерно в 7 раз длиннее надземной части растения. Благодаря разрастанию корневых систем растения получают больше питательных веществ из почвы. Корневые системы разных растений разрастаются в почве неодинаково. У одних они уходят далеко вглубь, у других распространяются вширь на небольшой глубине 26.

Рост корня.

Вы знаете, что при прорастании семени прежде всего появляется корешок. В начале роста зародышевый корешок семени чуть заметен. Вскоре он вытягивается и становится большим. Почему это происходит?

Зародышевый корешок семени и корень взрослого растения, как и все другие органы, имеют клеточное строение. Клетки зародышевого корешка поглощают растворенные в воде питательные вещества семени, растут и делятся.

Выполняя задание § 19, вы наблюдали за развитием проростка, на корень которого нанесли тушью метки. Что произошло с метками, нанесенными на корешок проростка? Через сутки вы заметили, что на верхушке, то есть на кончике корня, расстояние между метками увеличилось. Это произошло потому, что здесь расположена зона с постоянно делящимися молодыми клетками. В результате деления этих клеток образуются новые — дочерние — клетки. Дочерние клетки в свою очередь делятся и растут. Так растет маленький корешок и постепенно превращается в большой корень.

Корень растет верхушкой. Убедиться в справедливости такого заключения нетрудно. Если отщипнуть или обрезать кончик корня — его верхушку, рост корня в длину прекратится. У корня с отщипнутым кончиком образуется много боковых корней. Каждый из боковых корней также растет в длину своей верхушкой. Это свойство корня используют при выращивании рассады капусты, помидоров, астр и других: культурных растений, имеющих стержневой корень. Прищипывание кончика стержневого корня у растений во время пересадки прекращает рост корня в длину и вызывает рост боковых корней. Прищипывают корень во время пикировки.

Пикировка — это отщипывание кончика корня и рассаживание молодых растений на большие расстояния с помощью заостренного колышка, напоминающего пику. От названия колышка — пики, пикетки — этот процесс и получил свое название — пикировка. Пикировка рассады вызывает рост боковых корней и их разрастание в верхнем, наиболее плодородном слое почвы.

Разрастаются корневые системы и в ширину. Так, у кукурузы корневая система отходит в стороны от стебля почти на 2 м, а у обыкновенного репчатого лука — на 60—70 см.

Особенно сильно разрастаются корни деревьев. Например, у взрослой яблони они растут в стороны на расстояние до 15 м от ствола растения, а в глубину до 3—4 м. Основная масса корней залегает на глубине 15—18 см от поверхности почвы. Поэтому нельзя выращивать овощи, полевые или какие-нибудь другие культуры под кронами плодовых деревьев.

Общая длина всех корней одного растения тоже достаточно велика. Так, если сложить в одну линию все корни одного растения ржи, то получится нить длиной от Москвы до Ленинграда.

Рис. 32. Схема, показывающая последовательность пикировки растений.

Корневые системы различных растений разрастаются в почве неодинаково. Одни уходят далеко вглубь, другие распространяются вширь на небольшой глубине. Корневые системы растений всегда больше их надземных частей.

Рис. 33. Сравнительная длина корней культурных растений: 1 —картофель; 2—горох; 3— рожь; 4— пшеница; 5 — подсолнечник; 6 — сахарная свекла.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Контрольная работа по теме: «Корень»

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. Темная окраска почвы зависит от наличия в ней перегноя.
4. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
5. Корневой чехлик покрывает всю зону роста.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы . и . .
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется . .
3. Почва отличается от горных пород наличием . .
4. Корень растет в длину своей . .
5. Под чехликом находится . .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Вода и минеральные соли поступают в растение из почвы:

а) через корни;
б) через корни и нижнюю часть стебля;
в) через корни и другие органы растения, соприкасающиеся с почвой.

2. Боковые корни развиваются:

а) только на главном корне;
б) только на придаточных корнях;
в) как на главном, так и на придаточных, корнях.

3. Главный корень развивается:

а) у однолетних растений;
б) у двулетних и многолетних;
в) у двудольных растений, выросших из семян.

4. Клетки зоны деления:

а) мелкие, расположены рыхло;
б) мелкие, плотно прилегающие друг к другу;
в) крупные, округлые.

5. В результате утолщения боковых и придаточных корней развиваются:

а) клубни;
б) корневые «шишки» или корневые клубни;
в) боковые и придаточные корни не разрастаются.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Корень.
2. Мочковая корневая система.
3. Зона деления.
4. Ризодерма.
5. Суперфосфат.

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
3. Перегной – это отмершие и гниющие корешки, листья растений, погибшие насекомые, микроорганизмы.
4. Все, что у растения находится в почве, – это корни.
5. Клетки корневого чехлика недолговечны: одни разрушаются, а другие образуются.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Все корни растения составляют его . .
2. На главном корне и придаточных корнях развиваются . .
3. При дыхании клетки корня поглощают. а выделяют . .
4. Длинные, мертвые полые клетки с толстыми оболочками без поперечных перегородок называются . .
5. Поступлению воды из корня в стебель способствует . .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. У большинства однодольных растений корневая система:

а) стержневая;
б) мочковатая;
в) смешанная.

2. Придаточные корни образуются:

а) только на главном корне;
б) только на нижней части стебля;
в) как на стебле, так и на листьях.

3. Главный корень хорошо заметен в корневой системе:

а) фасоли;
б) пшеницы;
в) смородины, выросшей из черенка.

4. Культурные растения садов и огородов лучше поливать:

а) утром;
б) вечером;
в) днем.

5. Прочность и упругость корня обеспечивает:

а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) механическая ткань.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Главный корень.
2. Почва.
3. Зона всасывания.
4. Корневое давление.
5. Корнеклубни.

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня.
2. Боковые корни развиваются в нижней части стебля.
3. Корнеплод моркови образует разросшийся в длину и толщину главный корень.
4. Если бы в почве не было микроорганизмов, то не было бы и перегноя.
5. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.

Задание 2. Закончите предложения.

1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен . .
2. Кончик корня покрыт . .
3. Зона деления корня образована тканью, которая называется .
4. У георгина, чисяка некоторые придаточные корни превращены в . .
5. При прорастании семени первым появляется . .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. У моркови, свеклы, репы развиваются:

а) все виды корней;
б) только главный корень;
в) главный и боковые корни.

2. На поставленных в воду черенках ивы, тополя развиваются:

а) главные корни;
б) боковые корни;
в) придаточные, а на них боковые корни.

3. Корневой чехлик можно увидеть:

а) невооруженным глазом;
б) с помощью лупы;
в) только с помощью микроскопа.

4. Корневые волоски живут:

а) около месяца;
б) несколько дней;
в) около суток.

5. Огородные растения нужно поливать:

а) редко и понемногу;
б) редко, но обильно;
в) часто и обильно.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Придаточные корни.
2. Корневой чехлик.
3. Корневой волосок.
4. Удобрения.
5. Пикировка.

Задание 1. Решите, верно или неверно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
2. В почве с большим содержанием песка вода и минеральные соли сохраняются лучше, чем в глинистой почве.
3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
4. Корневые волоски — длинные выросты клеток ризодермы.
5. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Корневая система одуванчика называется . .
2. Верхний плодородный слой земли называется . .
3. Почва обладает особым свойством, называемым . .
4. Под чехликом находится зона . .
5. В зоне проведения корня развивается ткань . .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Боковые корни развиваются:

а) только на главном корне;
б) только на придаточных корнях;
в) как на главном, так и на придаточных корнях.

2. Корень растет в длину:

а) только верхушкой;
б) участком, отходящим от стебля;
в) верхушкой и всеми другими участками.

3. Клетки корневого чехлика:

а) живые;
б) мертвые, с толстыми оболочками;
в) наряду с живыми имеются и мертвые.

4. Корневые волоски обычно не бывают длиннее:

а) 10 мм;
б) 20 мм;
в) 30 мм.

5. Прочность и упругость корня обеспечивает:

а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) механическая ткань.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Стержневая корневая система.
2. Зона роста.
3. Зона проведения.
4. Корнеплоды.
5. Подкормка.

Ответы

1 – воду и минеральные соли;
2 – мочковатая;
3 – перегноя (гумуса);
4 – верхушкой;
5 – зона деления.

1 – осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным ростом, положительным геотропизмом, служащий для удержания растений в почве;
2 – корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней;
3 – зона, расположенная между корневым чехликом и зоной роста, состоящая из делящихся клеток;
4 – покровная ткань в зоне всасывания;
5 – минеральное удобрение, содержащее фосфор.

1 – корневую систему;
2 – боковые корни;
3 – кислород, углекислый газ;
4 – сосуды;
5 – корневое давление.

1– б; 2– в; За; 4– б; 5– в.

1 – корень, развивающийся из корешка зародыша;
2 – верхний плодородный слой земли;
3 – зона, находящаяся между зоной роста и зоной проведения;
4 – давление, благодаря которому, вода и минеральные соли поднимаются вверх по стеблю;
5 – разросшиеся боковые или придаточные корни.

1 – главный корень;
2 – корневым чехликом;
3 – меристематической (образовательной);
4 – корнеклубни;
5 – корешок зародыша (главный корень).

1 – корни, отрастающие от стеблей или листьев;
2 – колпачок из клеток, который защищает зону деления;
3 – длинный вырост наружной клетки корня в зоне всасывания;
4 – у вещества, повышающие плодородие почвы;
5 – отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений.

1 – стержневой;
2 – почвой;
3 – плодородием;
4 – деления;
5 – проводящая.

1 – система, образованная главным и боковыми корнями;
2 – зона, в которой клетки увеличиваются в размерах, находится между зоной деления и зоной всасывания;
3 – зона, в которой располагаются сосуды и ситовидные трубки, располагается над зоной всасывания;
4 – разросшийся главный корень;
5 – внесение удобрений во время роста и развития растений.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/09/22/shkolnaya-olimpiada-po-biologii-6-klass
http://studopedia.su/12_115622_rost-kornya.html
http://kaz-ekzams.ru/biologiya/uchebnaya-literatura-po-biologii/botanika/801-rost-kornya.html
http://bio.1sept.ru/article.php?ID=200404708

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x