16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дауншифтинг в россии в деревне

Дауншифтинг в россии в деревне

Идея «уехать отсюда к черту» сегодня носится в воздухе. Но куда именно ехать — в Гоа и Таиланд или в российскую глубинку вести натуральное хозяйство вдали от городских соблазнов и проблем? Своим опытом делятся блогеры, лично исследовавшие плюсы и минусы деревенского дауншифтинга.

В крупных российских городах сегодня трудно найти человека, которому в голову ни разу не пришла бы мысль бросить все и уехать отсюда к черту. Однако выбрать пункт назначения не так просто. Кто-то мечтает о теплом море, дешевых экзотических фруктах и исполнительной няне-вьетнамке за 100 долларов в месяц. Кому-то кажется соблазнительной мысль о небольшом домике в пражском предместье. А кто-то всерьез подумывает о самом бюджетном варианте дауншифтинга — в российской деревне. Бывший программист с Украины Виктор Сергиенко составил целый учебник для начинающего дауншифтера-деревенщика. Российские блогеры тоже обсуждают преимущества и недостатки подобного образа жизни, вооружившись конкретными цифрами и фактами.

Дмитрий Горчев:
«Немного цифр для менеджеров среднего звена.

Дом в любой деревне Псковской области (сразу пригодный для жизни, с рабочей печкой и нетекущей крышей): 60—120 тыс. рублей. Это будет сруб, пятистенок, обшитый вагонкой или обложенный кирпичом, с баней и прочими надворными постройками. Про другие области не знаю, поэтому п…ть не буду, но думаю, что можно найти и подешевле. Впрочем, если очень хочется, в соседней деревне можно найти новый совершенно дом по новейшей финской технологии с сайдингом, сауной и прочей х…ней за 10 тыс. евро (говно, а не дом, честно сказать).

В эту же сумму входит участок — в среднем 60 соток. Если сильно нужно, то тысяч за десять можно купить еще гектаров пять.

Земельный налог: 1 (один) рубль в год за сотку.

Вода: примерно 50 рублей в месяц.

Газ (баллон на 50 литров, нам хватает месяца на три): 400 рублей.

Электричество: это уж сколько нажжешь. У нас за год набежало полторы тысячи. Потому что компьютер и не экономим.

Дрова: 2—5 тыс. за машину, в зависимости от качества (типа ольха — береза). Если жить постоянно и топить в доме так, чтобы ходить в трусах, то на год нужно две машины.

Прошлым летом произвели замер: семья из трех человек, отец, мать и ребенок, ни в чем себе не отказывая (в рамках ассортимента автолавки, конечно), за завтраком, обедом и ужином съела за месяц продуктов на 7 тыс. рублей. Это притом, что в прошлом году мы практически не занимались огородом и не держали вообще никакой живности.

Когда я живу там один, трачу на еду и напитки примерно рублей 700—800 в неделю. Это потому что пока еще не запущен самогонный аппарат.

Вот и вся арифметика.

Ах да, вам же не нравится сортир на морозе. И крыса, которая шуршит за печкой, а также жучки, паучки, комары, слепни, кроты и баня без бассейна.

Ну тогда пишите жалобные письма моему тезке».

Надежда Яцык:
«Позвольте я приведу свои цифры. Дом во Владимирской области. Сколько сейчас в этой глухой деревне стоят дома — я не знаю. Несколько лет назад средняя цена на дом с полугектаром земли держалась в районе 5—6 тыс. долларов. В доме постоянно проживает один человек. На выходные приезжают от 2 до 10 человек гостей. Гости не всегда, чаще приезжают 2—3 человека. Газовый баллон 450 рублей — хватает на полтора месяца.

Электричество — системы жизнеобеспечения потребляют около 1000 рублей в месяц. Зимой, когда дополнительно иногда включаются масляные обогреватели, — еще 1000 рублей. В месяц.

Машина пиленых березовых дров стоит 5 тыс. рублей. На наш дом (12 на 15 метров, 1 этаж, щит обложен кирпичом) — 180 кв. м — требуется от 3 до 5 машин в зависимости от того, теплая зима или морозная и с ветром. Наколоть машину дров и сложить поленницей — еще 1000 рублей. Конечно, у Горчева одна печь — ему как раз меньше и выходит, да. Дрова мы колем сами, экономим.

Молоко — трехлитровая банка — 70 рублей. Творог — 100 рублей за кило. Всё остальное покупается в городе по вполне московским ценам — мясо по 230—250, яйца от 40 до 50, масло растительное 70, крупы-сыр-колбасы — всё как везде.

Любая поездка до города — 60 рублей (автобус туда-обратно). Любая поездка в Москву — еще 110 рублей на электричке в один конец.

Далее. В своем доме постоянно протекает крыша, или разваливается крыльцо, или обветшал сарайчик или заборчик. Всё время проводятся какие-то ремонтные работы, которые тоже отнимают деньги.

Огород. Всё прекрасно, но «а где вы будете брать рассаду картошки?» (с). Семена стоят денег. Готовая рассада стоит денег, помидоры, огурцы и перец растут под пленкой в наших условиях — пленка не бесплатна, и хватает ее в лучшем случае на пару сезонов. Чтобы выросли яблоки — надо их подкормить и обработать от вредителей. То же и с пресловутой картошкой. Для домашних заготовок нужны сахар (в больших количествах), соль, растительное масло, сами банки, черт побери, крышки и прочие уксусы с солью и перцем.

Для охраны дома необходима собака, которую тоже надо чем-то кормить. А собака вам не человек и на вегетарианской диете содержаться не может. А колбаса по 40 рублей за кило для собаки тоже не подойдет. Это только люди могут есть, да и то не все.

Дима замечательно пишет про самогонный аппарат, который снизит его расходы, — но самогон не гонится из воздуха, а дрожжи и сахар тоже стоят денег (сахар у нас сейчас по 26 рублей за кило, если брать мешком в 50 кг).

Так что не такие уж в деревне пасторали. И сэкономить на переезде в деревню не получится. Потому что надо где-то работать. А московских зарплат тут нигде нет, зарплата в 8—12 тыс. рублей считается вполне достойной.

Да, можно держать натуральное хозяйство. Телка сейчас стоит 600 долларов. Сколько стоит сено — просто не знаю, не интересовалась. Но на всё — на корм, на хлев, на ветеринара — на всё на свете нужны деньги, которые просто фрилансом… ну, может, Лукьяненко и заработает. А обычный человек, который где-то халтурит статеечками от раза к разу, не потянет.

Деревня хороша на картинке. А жить в ней постоянно без постоянной финансовой поддержки извне могут, наверное, только такие экстравагантные люди, как Дима Горчев. Ну или мой папа — он по своим тратам Диму два раза за пояс заткнет, одни грибы говорушки чего стоят… Но разве вы согласитесь жить этой жизнью?

Это я не то чтобы ругаюсь и спорю. Мне просто забавно, как люди в комментариях у Димы говорят: «Ах, мечта бросить всё, уехать в деревню». Ой-вей, это не так легко — жить в деревне. Я очень, очень хочу жить в деревне. И я себя люблю. Но просто трезво смотрю на вещи. Моя мама без моей поддержки там не выжила бы. Никак».

Vkpar:
«Итак, жизнь в деревне в Костромской области в цифрах и фактах.

Прекрасный дом, 50 кв. м теплой площади, со всеми службами, баней и 40 сотками земли стоит от 80 до 150 тыс. рублей. Заходи и живи. Можно и дешевле, но тогда придется приложить руки.

Скорее всего, придется рыть колодец. Я рыл этим летом. Затраты — 26 тыс. рублей на бетонные кольца. Рытье — дело, вполне доступное даже инвалиду (мне), — заняло неполную неделю. Это навсегда.

600 км от мск, 900 км от спб. На поезде 12—15 часов, то есть ночь. Билет 600—1000 рублей соответственно. Очень удобно, кстати, много лучше, чем в 4—5 часах от столиц.

Дальше все цифры наши. Семья из четырех человек, два дома, баня, четыре печки (широко живем!).

20 поездок в столицы в год (на всех) = 30 тыс. рублей в год.

Земли вокруг — сколько хочешь. У нас в аренде 1,5 га, а используем гектар 5—6, хотим тоже ее оформить в аренду. Налог — 100 руб./га, аренда — 50 руб./га в год.

Газ — 450 рублей баллон, шесть баллонов в год = 3 тыс. рублей.

Свет 600 рублей в месяц (без льгот) = 3600 рублей в год.

Дрова 400 рублей куб. м, 25 кубов в год = 10 тыс. рублей (если нанимать колоть, то еще 4 тыс. рублей).

Коммуникационные расходы — самое дорогое — около 2 тыс. рублей в месяц = 24 тыс. рублей в год.

Пища: молоко, молочные продукты, мясо, овощи, яблоки и ягоды — свои, всё остальное — 1000 рублей в неделю в автолавке = 4 тыс. руб./мес. = 48 тыс. рублей в год.

Хлеб, пряники — 500 рублей в неделю = 2 тыс. рублей в месяц = 24 тыс. рублей в год.

Бензин, транспортные расходы — 400 рублей в месяц = 4800 в год.

Собаки и кошки (3 + 6; две своих собаки и один бродячий прибился, теперь стал наш) — 1000 рублей в месяц, 12 тыс. рублей в год (это, в отличие от города, не блажь, а «служба внешней и внутренней охраны предприятия»).

2 коровы и 10 коз. Корма (отруби) — 1000 рублей в месяц на 7 месяцев = 8 тыс. рублей в год.

Сенокос (наем косилки и перевозка стогов) = 5 тыс. рублей, ясное дело, в год.

Ветобслуживание — 2 тыс. рублей в год.

Продажа сельхозпродуктов, мяса — на 2 тыс. рублей, молоко и молочные продукты — на 10 тыс. рублей в год (вычтем).

Еще у нас были гуси, а весной собираемся завести овец и пчел.

Расходы на огород. 4 + 5 = 9 соток. Рассада своя, семена 400 рублей, пленка 600 рублей, пахота — окучка (5 соток) — 1000 рублей. Итого 2 тыс. рублей в год.

Ремонт дома — 5 тыс. рублей в год.

Итого с неучтенными расходами около 180 тысяч в год, 15 тысяч в месяц, менее 4 тысяч в месяц на человека.

Конечно, это не все расходы, но основная масса трат учтена. За кадром осталась одежда и обувь, тут мы широко используем магазины секонд-хенд и рабочей одежды. Часть ненужной им одежды дарят нам друзья из столиц, за что мы благодарны.

Не учтены расходы на культуру и удовольствия, но тут, как сказал классик, у всех разные духовные запросы, «кто пьет коньяк в международном аэропорту Шереметьево, а кто одеколон «Свежесть». Скажу лишь, что в театр мы стали ходить много чаще, нежели живя в столице.

Картинка получилась не такая радужная, как у Димы, но и не всё так мрачно, как у Нади.

Конечно, приходится много работать, ездить иногда на отхожие промыслы, но я бы не сказал, что работа неподъемна. Остается время и для многих других занятий. Мы счастливы. »

Дауншифтинг в России: шифтинг или даун?

Как вы относитесь к такому явлению как дауншифтинг?

Считаете ли вы, что это верный путь к самореализации, личностному росту, духовной свободе?

Дауншифтинг — это слово неожиданно оказалось у всех на слуху два года назад, когда известный наш ньюсмейкер глава Сбербанка Герман Греф выступая на Гайдаровском форуме заявил:

«Мы проиграли конкуренцию и оказались в стане стран, которые проигрывают, стран-дауншифтеров».

Про проигранную конкуренцию все и так знали, чего уж там. Но вот за дауншифтеров обиделись. Надо же было подобрать такое слово: непонятное, да еще и неблагозвучное какое-то!

А что на самом деле означает это слово? Так ли оно оскорбительно?

Дауншифтинг: а что это значит?

Дауншифтинг (англ. downshifting) — переключение автомобиля на более низкую передачу.

В более общем виде этот термин, обозначает человеческую философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей».

В российском восприятии дауншифтинг ассоциируется с толстовством, возникшим более ста лет назад под влиянием писателя Льва Толстого.

Согласно опросам общественного мнения сторонниками дауншифтинга считают себя более 30% американцев, 25% австралийцев и около 5 % россиян.

Дауншифтинг — это жизненная философия, суть которой состоит в добровольном отказе от навязанных обществом мнений и ценностей, ради жизни в соответствии с собственными приоритетами, ради творческой и духовной реализации.

Некоторые авторы публикаций ведут отсчет дауншифтинга аж от императора Диоклетиана, сменившего римский престол на деревенскую жизнь и выращивание капусты.

Часто упоминается в этой связи и имя художника Поля Гогена, считавшего цивилизацию «болезнью» и прожившего последние годы жизни в Океании на острове Хива-Оа среди туземцев.

Но это в прошлом, а что сейчас?

Кто они — дауншифтеры?

Несмотря на многовековую историю этого движения, сам по себе термин дауншифтинг появился сравнительно недавно — в начале 90-х годов.

Огромное число жителей развитых стран, в первую очередь — жителей мегаполисов, испытывают дискомфорт от современного образа жизни.

Здесь и все убыстряющиеся темпы развития событий в политике, экономике, в быту, и стремительно нарастающий информационный пресс, и ухудшение экологической обстановки, и многие другие «прелести цивилизации».

Побудительные мотивы дауншифтинга — это желание что-то изменить в своей жизни, вернуться к истинным ценностям, к более естественному существованию, стремление к душевному комфорту и внутренней гармонии.

Дауншифтинг — это противовес карьерным устремлениям, алчности, бездуховности.

В западной литературе есть много примеров того, как преуспевающие люди оставляют насиженные места, высокооплачиваему работу или бизнес и переселяюся на постогянное место жительства в тихие экологически чистые провинии.

На мой взгляд, российский дауншифтинг как и все наше посконное, домотканое и кондовое имеет свою специфику.

Дауншифтинг по-русски

В последние десятилетия достаточно много горожан выбрают деревню на жительство. Называть всех их дауншифтерами было бы неправильно.

Дословный перевод с английского слова downshifting означает «перемещение вниз». Но для того, чтобы перемещаться вниз, нужно сначала подняться вверх.

Большинство же новых сельских поселенцев бежали не от пресыщения устроенной городской жизнью, а от нужды, справедливо полагая, что в деревне им будет легче сводить концы с концами.

Если же говорить об «идейных» российских дауншифтерах, то большинство из них совершает скорее миграцию, да не в российские места заповедные, а в теплые страны — Индию и Тайланд, проживая там за счет сдачи в аренду квартир в России.

Не уверен, что рядовому обывателю придет на память какой-нибудь известный пример российского дауншифтинга, следуя которому захотелось бы отправиться на житье в глубинку.

Вряд ли можно назвать вдохновляющим эпатажный пример Германа Стерлигова — в прошлом создателя финансовых бирж и похоронных компаний. Он с большой семьей живет ныне в деревне, стрижет баранов, огородничает. Его дети не только лишены благ цивилизации, но даже обычного школьного образования, сам он изредка попадает в СМИ — озлобленный на весь белый свет.

Широко известными героями российского дауншифтинга можно назвать, пожалуй, только персонажей мультфильма «Каникулы в Простоквашино» Дядю Федора, пса Шарика и кота Матроскина.

Тем не менее, и даже более того, российский деревенский даушифтинг живет и развивается.

Существует «Сообщество дауншифтеров России» и «ЖЖ сообщество дауншифтеров».

На сайтах этих сообществ можно найти ссылки на полтора десятка блогов и страниц в социальных сетях активных дауншифтеров.

В статье Елены Кухарь в «Русском журнале» называется три категории людей, из которых «рекрутируются» дауншифтеры.

— Творческие люди, которым противопоказан регламент.

— Люди, изначально занявшие пассивную позицию, едущие «на пониженной передаче» с детства.

— «Добившиеся многого и ушедшие на взлете» — те, с кого и началась вся история с «дауншифтингом».

Что же ищут в дауншифтинге эти люди?

О чем мечтается?

«Добившиеся многого и ушедшие на взлете» — успешные люди, построившие деловую карьеру, создавшие капитал, достигшие общественного признания.

Они достигли многого, но не обрели счастья. За успех пришлось заплатить высокую цену: годы напряженного труда, постоянные стрессы, разочарование в идеалах, потеря друзей, охлаждение в отношениях с близкими.

Перед ними встал вопрос: а стоят ли полученные результаты таких трудов и потерь, разве это похоже на идеалы юности?

И главное — а что дальше: продолжать крутиться как белка в колесе?

Ответ на этот вопрос такие люди и видят в дауншифтинге.

Встречается даже такой термин — уставшие люди. Уставшие от суеты, от бешенных ритмов, от психологических перегрузок, от повсеместной бездуховности.

И эти уставшие люди принимают решение начать новую жизнь.

Процитирую описание новой жизни, почерпнутое мной в интернете.

Они учатся жить заново, полностью подстраивая обстоятельства под себя, под свои потребности, желания и биологические часы. Полностью контролируя свою жизнь, не доверяя ее настроениям и решениям работодателей. Они рисуют акварелью и много читают. Варят борщи и пекут пироги. Гуляют в парке и играют с детьми в мяч. Просто дышат воздухом. Понимают, что одной сумки, оказывается, вполне достаточно.

Из интервью одного из российских дауншифтеров.

Мои показатели, которые улучшились:

1) Больше свободного времени, в том числе на сон.

2) Качество питания — натуральные продукты и экологическая чистота окружающей среды.

3) Психологическое состояние — чувство независимости, ощущение себя хозяином, своей жизни, осмысленность и рациональность деятельности.

4) Приятное чувство освоения новых профессий, получения новых профессиональных навыков.

Но всегда ли дауншифтеры находят то, что ищут? Что получается?

К сожалению, очень часто побег от действительности заканчивается плачевно.

Выясняется, что беззаботная жизнь не является синонимом счастья. Не каждому дано умение жить наедине с собой и своими близкими.

Человек существо социальное и очень скоро появляется дискомфорт от недостатка общения.

Те из дауншифтеров, которые были успешны в обычной жизни, чаще всего активны и энергичны. В избранной ими форме существования эту энергию применить трудно.

Нельзя сбрасывать со счетов и такой примитивный фактор как уровень благоустроенности деревенской жизни.

Сидя в городской квартире приятно мечтать о чистом деревенском воздухе, натуральных продуктах, умывании росой и вечерних закатах у костра.

Но столкнувшись в реальности с отсутствием горячей воды и теплого унитаза многие перестают замечать красоты окружающей природы.

Практика показывает, что процент «отказников» от дауншифтинга достаточно велик. А возврат к прежней жизни нелегок.

Для корпоративных менеджеров и «офисного планктона» непросто найти работу прежнего уровня, а возрождать бизнес с каждым годом становится все труднее.

Из опыта деревенской жизни

Мои размышления о деревенской жизни основаны на личном опыте. Будучи горожанином я десять лет назад построил в деревне небольшой домик. И теперь каждое лето моя жена живет там с конца апреля по середину октября.

Поначалу я работая в городе и приезжал в деревню только на выходные. Постепенно баланс пребывания смещался в сторону сельской жизни. Теперь в летнее время я больше нахожусь на природе.

А природа там великолепное. Предгорье Алтайских гор. Легендарное село Манжерок, известное по песне в испорлнении Эдиты Пьехи. Берег бирюзовой Катуни. Чистый воздух, прекрасная вода из артезианской скважины, овощи со своего огорода.

Дом полностью благоустроен всеми удобствами.

Но вот нюанс: все коммунальные устройства кроме электричества автономные. Водоснабжение от скважины, питающейся от электросетей, канализация в выгреб из которого нужно регулярно откачивать ассенизаторской машиной, телевидение и интернет от спутниковой антенны.

И со всеми этими системами постоянно приключаются каки-либо неприятности!

Село Манжерок является одним из центров туризма в Горном Алтае. Поэтому население прирастает приезжими горожанами. Здесь на постоянной либо на сезонной основе обитает много горожан из Барнаула, Новосибирска, Кузбасса, Томска.

И при любой коммунальной аварии у нас появляется паника: мы перезваниваемся, бегаем друг к другу за помощью.

А ведь речь всего-то идет о том, что нужно один день или несколько часов обойтись без привычных для горожанина удобств!

Поэтому я с трудом представляю что испытывают дауншифтеры, добровольно и надолго отказавшиеся от благ цивилизации.

Анти-дауншифтинг: устрой себе чистку!

Является ли дауншифтинг единствнным выходом для «уставших людей»?

Можно ли назвать безальтернативным уход от мирской суеты для духовного роста, самореализации, обретения человеческого счастья?

Гарантирует ли дауншифтинг решение проблемы неудовлетворенности образом жизни для успешных людей?

Нет, нет, и еще раз нет!

Выход в самоанализе, выявлении и принятии своих истинных, а не привнесенных социумом, потребностей, целей, задач.

И в выстраивании новой стратегии жизни, постановке новых задач, которые как показывает практика вполне можно решать менее радикальными методами.

Образно выражаясь, каждый человек время от времени должен устраивать чистку и перезагрузку своих мыслей, установок, привычек, принципов — подобно тому, как мы периодически чистим компьютер, освобождая память от мусорных файлов и выбрасывая устаревшие программы.

Зигмунд Фрейд говорил, что быть честным с самим собой — очень полезное упражнение.

Нужно исходить из того, что к зрелому возрасту мы копим в себе массу не нужного, а зачастую вредного содержания.

Успех дается каждому предпринимателю, менеджеру, эксперту ценой больших усилий. Нередко на это уходят многие годы. Редко кому удается пройти путь к успеху по заранее расписанному плану, в четкой последовательности, без лишних дел, усилий, работ.

Очень часто приходится принимать не самые оптимальные решения под давлением обстоятельств. В результате накопленные знания и опыт, используемые методы и приемы (принесшие когда-то успех) находятся в голове, в душе и в сердце человека в неупорядоченной форме, а порой и в состоянии хаоса.

Использование этого багажа знаний требует неоправданных затрат сил и времени. Состояние этих знаний можно сравнить с дамской сумочкой, в которой есть все, что требуется женщине на каждый день, но для поиска губной помады нужно вывалить содержимое сумочки на стол.

Как правильно организовать подобную самоочистку?

Существует много полезных книг, статей, видео. Если хотите получить результаты быстрее, то лучше найти наставника- для этого существует развивающееся направление услуг — личный коучинг..

Главное осознать, что в наших силах разобраться в собственных проблемах и найти для них правильное решение.

Ведь в конечном счете все проблемы находятся внутри нас. И перемена мест далеко не всегда способствует их решению.

Ибо, как гласит древняя мудрость, куда ни пойди — везде ты.

Деревенский дауншифтинг: выбор чудаков или задача государственной важности?

Согласно оценкам консультационной фирмы МакКинзи, которые были озвучены руководителем Сбербанка России Германом Грефом на проходившем в рамках Давосского форума деловом завтраке, количество безработных в мире к 2030 году в результате цифровизации возрастет с нынешних 200 млн. до 800 млн. чел [1] . Рост безработицы в 4 раза – пока, конечно, только пугающий прогноз. На самом деле точно неизвестно, когда, например, профессия водителя автомобиля уйдет в прошлое [2] . Когда бухгалтерский учет будет полностью поручен компьютерной программе, а вместо походов в школу ученики будут удаленно слушать урок перед монитором компьютера. Все же граница между человеческой свободой и тем, что человек решит поручить компьютеру и тем самым ограничить свою свободу, скорее всего, будет определяться опытным путем и постоянно меняться. И потому до конца нельзя точно сказать ни сегодня, ни завтра, где она будет проходить. Пока что речь идет о перенесении проблемы идеологами цифровизации в поле общественного обсуждения.

Еще в 1930-х годах Чарли Чаплин тонко выразил озабоченность бурным наступлением техники на человека в фильме «Новые времена». Сегодня большинство экспертов признает, что структурные изменения в результате роста цифровизации будут сопровождаться необходимостью массовой переподготовки работников. Это затронет, прежде всего, рынок труда в крупных городах. Очевидно, что такие структурные сдвиги будут происходить на фоне обострения экологического кризиса. По своим масштабам и угрозе человечеству экологический кризис вполне сопоставим с проблемой ядерной катастрофы, как справедливо отмечал академик Игорь Шафаревич в книге «Русский народ в битве цивилизаций» [3] . Жители крупных городов не только России, но и других стран страдают от низкого качества воды, вредных шумов, загрязнений воздуха, проблем с отходами на окраинах, продуктов питания с добавлением небезопасных для здоровья компонентов. Список проблем можно продолжить угрозами, которые несет городская преступность, терроризм (станции метро в Санкт-Петербурге теперь закрываются практически каждый день на проверку «бесхозных» предметов), и даже тем, как поставлено похоронное дело, когда площади городских кладбищ не хватает для захоронения тел без сжигания. Это имеет принципиальное значение для возможности выполнения христианской воли усопшего – быть похороненным в земле, а не кремированным. Например, ежегодно, по данным Петростата, в Петербурге умирает около 60 тысяч человек. Из них на кладбищах города хоронят порядка 10 тысяч – на свободные места (остальных либо кремируют, либо хоронят в родственные могилы). Причем процент кремации в Петербурге составляет порядка 70% – это один из самых высоких показателей в стране [4] .

Именно в пребывании в мире с Богом, самим собой и природой состоит призвание человека

В перспективе возможно два главных фактора – переходный период в сфере занятости и экология постепенно приведут к снижению привлекательности городской жизни. Не только на сайте Православие.ру, где периодически появляются статьи о переезде из города в деревню, звучит тема сельского дауншифтинга. Телеканалы, популяризирующие экологически чистые продукты и жизнь в гармонии с природой, приобретают все большую популярность в развитых странах. Многие городские жители пытаются решить проблему смены образа жизни, переезжая в сельскую местность для создания экопоселений. Скорее всего, они поначалу не задумываются о библейском призвании человека быть частью Природы (ср. Быт. 1, 26). Но на самом деле именно в пребывании в мире с Богом, с самим собой и созданной Творцом природой и состоит призвание человека. Кроткие слова старца архимандрита Ипполита (Халина), записанные в интервью 1996 года, указывают на необходимость такой примиренности и говорят о высокой духовной ценности мирного устроения души [5] . Это ощущение как никогда остро переживается в кризисные времена. Возможно, мы находимся в самом начале эпохи, когда навыки сельской жизни, умение хозяйствовать на земле будут не менее ценны, чем профессиональные навыки жителей крупных городов.

В 1913-м г. из 174 млн. чел. населения Российской Империи жители городов составляли 15 %, или всего 26 млн. чел., и, соответственно, 148 млн. чел. составляло сельское население. В 2013-м г., при общей численности населения России 143 млн. чел., доля городских жителей составила 74 %, или около 106 млн. чел [6] . Сегодня мы имеем почти обратную пропорцию городского и сельского населения по сравнению с началом XX в. Земля остается важнейшим источником развития и роста народонаселения России. Земельные ресурсы позволяют удвоить население и сделать его сопоставимым по численности с населением США (около 325 млн. чел. на 2018 г.). В этом смысле долгосрочная программа освоения заброшенных сельских территорий могла бы стать частью программы переподготовки для специалистов профессий, которые в ближайшие десятилетия будут испытывать давление на рынке труда в результате роста цифровизации. Конечно, речь идет в первую очередь о тех людях, кто хотел бы сочетать жизнь на земле и подработку в городе или полностью жить и работать на земле.

Размышляя о целесообразности такого взгляда на проблему, необходимо прежде всего оценить значение земельных ресурсов для роста народонаселения и сельского производства. В качестве аргумента приведем выдержки из документов, разработанных в 1942-м г. специалистами Института сельского хозяйства и политики Берлинского университета в рамках Генерального плана «ОСТ». Важнейшая цель, которую ставило перед собой руководство фашистской Германии после победы над СССР, заключалась в обеспечении производства сельхозпродукции и роста немецкого народонаселения на завоеванных территориях. Например, согласно документам плана для области колонизации в 364 тыс. кв. км., предлагалось создать 36 опорных пунктов и три административных округа в области Ленинграда, Херсонско-Крымской области и Белостока. Необходимое количество немецких переселенцев оценивалось в 5,65 млн. чел. Запланированные к заселению области должны были быть очищены от примерно 25 млн. чел. Запланировано создание поселенческих хозяйств площадью 40–100 га, а также крупных сельскохозяйственных предприятий с площадью как минимум 250 га [7] . С немецкой педантичностью в другом документе Института оценивалось необходимое количество переселенцев для новых территорий площадью 330 тыс. кв. км. Планировалось переселить из Германии 12,21 млн. чел. (из них 2,86 млн. – крестьяне и занятые в лесном хозяйстве) и создать 360,1 тыс. сельских хозяйств. Запланированная к заселению область должна была быть очищена от приблизительно 30,8 млн. чел. Расходы на осуществление плана были оценены в 144 миллиарда рейхсмарок [8] .

Исторические документы показывают серьезность, с которой фашистские стратеги относились к поставленной задаче. При общей численности населения Германии в начале войны около 70 млн. чел., только по этим двум документам из плана ОСТ планировалось переселить на завоеванные территории около 18 млн. чел., или примерно четверть населения Германии на тот момент. При этом коренное население СССР общей численностью около 55 млн. чел. по этим двум территориям заселения подлежало истреблению. Такие расчеты могли быть экономически оправданы только в том случае, если население захваченных территорий полностью замещалось переселенцами из Германии и их потомками в долгосрочной перспективе, за счет роста рождаемости.

Потери русского народа в результате войн, социальных потрясений восполнялись за счет сельских жителей

Из сравнения размещения населения между городом и деревней в начале и конце XX в. можно сделать вывод о том, что потери русского народа в результате войн, социальных потрясений восполнялись именно за счет сельских жителей. В настоящее время этот ресурс полностью исчерпан. Городская модель жизни семьи на ограниченной жилой площади не может дать того прироста населения, которая позволила бы стабильно увеличивать его численность. Восполнение дефицита за счет миграции несет обществу угрозу утраты культурной и религиозной идентичности, что хорошо видно на примере европейских городов. Поэтому актуальность сельского дауншифтинга для городских жителей имеет не только личное измерение на уровне семьи, как попытка решить проблему экологии и расширения профессиональных навыков, но и важнейшее государственное значение для роста народонаселения.

Способность русского крестьянина жить на земле со своей большой семьей исторически закрепилась в укладе трудового крестьянского хозяйства. Выдающийся русский экономист-аграрник Александр Чаянов в книге «Организация крестьянского хозяйства» (1925 г.) отмечал, что крестьянское трудовое хозяйство не ставит перед собой цели извлечения прибыли, в отличие от классического капиталистического хозяйства фермерского типа. Цель крестьянского трудового хозяйства состоит, прежде всего, в поддержании трудо-потребительского баланса, то есть в нахождении такого соотношения тягостности труда и его результатов, которое обеспечивает покрытие издержек хозяйства и сохраняет возможность его существования. В переводе на современный язык, крестьянин чем-то напоминает современного фрилансера, который планирует свое рабочее время, исходя из необходимого напряжения труда, в свободном графике. «Семья в результате затраты годичного труда получает единый трудовой доход и соизмеряет свои усилия с получаемым материальным результатом. Говоря иначе, мотивацию хозяйственной деятельности крестьянина мы принимаем не как мотивацию предпринимателя, получающего в результате вложения своего капитала разницу между валовым доходом и издержками производства, а, скорее, как мотивацию рабочего, работающего на своеобразной сдельщине, позволяющей ему самому определять время и напряжение своей работы» [9] .

Именно эта причина делает крестьянское хозяйство более устойчивым, по логике Чаянова, по сравнению с классическим капиталистическим хозяйством, цель которого заключается в извлечении прибыли. Капиталист отказывается от деятельности на земле в сходных с крестьянином условиях. Напротив, крестьянин готов ее продолжать. То есть, несколько упрощая эту мысль, основная задача крестьянина состояла в обеспечении своей большой семьи, в которую могли входить и его дети, и родители-старики. Понятно, что в правильно организованном крестьянском хозяйстве возникали излишки сельхозпродукции, которые включались в доход крестьянина. Россия в начале прошлого века была крупнейшим экспортером сельхозпродукции в Европе. Кстати говоря, рост промышленного производства первой советской пятилетки, как отмечал академик Игорь Шафаревич, был в том числе обеспечен выручкой от сельхозэкспорта [10] , так как до массовой коллективизации в стране продолжали успешно работать десятки тысяч крестьянских трудовых хозяйств.

Большая крестьянская семья – это основа, без которой разговор о жизни на земле теряет смысл

Одно из важнейших мест в книге Чаянова занимает тема крестьянской семьи. Большая крестьянская семья – это основа или данность, без которой разговор о жизни на земле теряет всякий смысл. Он прослеживает закономерности развития семьи и влияние количества работающих на устойчивость хозяйства и его способность к росту. Например, в приводимой Чаяновым статистике по Рязанской губернии средняя численность крестьянской семьи составляла 6,5 чел. [11] . Если посмотреть статистику по Рязанской области в наше время, то с 2000 г. сельское население сокращалось темпами более 10% ежегодно. Лишь в 2011-м году убыль населения стала менее 10% и к 2016 г. составила 7%. Число занятых в сельском хозяйстве, по данным Госстата, с 2003 по 2014 год сократилось на 31 тыс. чел., или 42 %: с 74 тыс. чел. до 43 тыс. На 7,2 тыс. браков в 2016-м году приходилось около 4,8 тыс. разводов, т.е. 67 % браков распадается [12] . В основе этой печальной картины, наряду с нравственными проблемами, – и отсутствие в настоящее время в России экономической модели развития, которая могла бы стимулировать создание сельских поселений для семей, заинтересованных в ведении трудового хозяйства. Можно возразить, что современное сельхозпредприятие нацелено на высокую производительность труда, новые технологии, и это обеспечивает основной рост производства. В качестве положительного примера в той же Рязанской области можно назвать СПХ «Воскресение». Но, конечно, нельзя сравнивать среднее трудовое хозяйство в распоряжении семьи из 10 чел., площадью 10–15 га, начала века и, например, одно из ведущих хозяйств рязанской области – СПХ «Воскресение», где обрабатывается несколько тыс. га. Речь идет о разных целях. Создание крупных хозяйств может быть выгодно экономически, но они не решают проблем, о которых говорится в этой статье. Проблема семьи – это, прежде всего, проблема нравственного воспитания народа. В 2017-м году в России сделано 836 тыс. абортов. Из них 7,5 тыс. случаев приходится на девочек 14–17 лет, почти 62 тыс. женщин сделали аборт впервые, 6 тыс. абортов у женщин, больных ВИЧ [13] . Если суммировать аборты ВИЧ и малолетних, то мы получим 13,5 тыс., или 22 % от общего числа абортов, в группах с очевидной нравственной деформацией. Это своего рода плата за отсутствие крепких семей, отсутствие воспитания. Для сравнения – в 2014-м году в США сделано 652 тыс. абортов [14] , при общей численности населения 325 млн. чел. Прирост населения в США составляет 1,5 млн. в год, плюс около 1 млн. чел. за счет миграции [15] .

Проблемы семьи, таким образом, переносятся в центр внимания. Очевидно, что современная семья и по численности, и по составу, а главное – по физической выносливости вряд ли способна к тяжелому сельскому труду. Воспроизвести в точности тот уклад сельской жизни, который был в России прежде, современным городским переселенцам, скорее всего, не удастся. Но искать формы жизни на земле, к которым могли бы адаптироваться заинтересованные городские жители, не только можно, но и необходимо. Это один из мягких вариантов развития, в рамках которого могли бы появиться крепкие многодетные семьи. Если фашистская Германия планировала потратить 144 млрд. рейхсмарок для сельскохозяйственного освоения русских земель, что по тому курсу соответствовало около 300 млрд. советских рублей, то, очевидно, в этом был смысл не сиюминутной экономической отдачи, а роста народонаселения и сельхозпроизводства.

Священник Александр Позов
кандидат экономических наук, доцент

Логика дауншифтинга. Как жить в деревне и не стать курицей

Случается, что молодая семья бесприданников отказывается платить высокую городскую ренту или обременять себя кредитом. При этом хочет жить в доме из нескольких комнат, а не в душной гостинке. Реализовать мечту не так сложно, если пересмотреть свои столичные амбиции и отправиться искать жилье в провинцию, или в какую-нибудь более-менее оживленную деревню. Если охота окунуться в медитивный ретрит на гектаре собственного леса – подойдет и совершеннейшая глушь. Кстати, умение медитировать существенно облегчает жизнь вдали от городских подпиток для мозга, вроде клубов, кафешек, магазинов и парков развлечений, театров, концертных залов и кино.

Кто-то оседает в деревне, потому что ленится ехать на дачу или в путешествие на природу, желая постоянно пребывать в состоянии дачи и природы. А кто-то ищет возможности для духовного развития. Бывают и другие, совершенно экзотические причины.

«Все задолбало, ухожу в монастырь»

Есть незавидная участь жены декабриста, следующей за своим мужчиной, у которого проснулось стародавнее желание – построить дом, посадить сад, основать родовое гнездо. Обычно энтузиазм приходит жарким весенним днем, когда можно спать на берегу без палатки и есть бананы из багажника авто, а потом наступает жесткая зимняя реальность. Не каждый выдерживает первую деревенскую зимовку.

Иногда нужно временно побыть в тишине, чтобы занончить диссертацию, написать книгу или просто «все задолбало, ухожу в монастырь». Когда Чехов жил в Ялте, его так достали многочисленные посетители, что он приобрел тишайшую бухту с маленькой татарской саклей и сбегал туда писать «Три сестры» в одиночестве. Он никому не говорил о своем тайном убежище. И стоит увидеть это место, побывать там хотя бы однажды, чтобы понять этого человека, которому до конца жизни осталось всего несколько лет и несколько гениальных пьес.

Замечаю, что моя жизнь течет между потребностью большого интересного общения и стремлением отшельничать в прекрасном месте, подобном Чеховской бухте. В городе у меня всегда немного побаливает голова и словно не хватает воздуха, чтобы дышать. Сначала я спасалась «Чаванпрашем» (пищевая добавка, выглядит как джем, используется в аюрведической медицине – прим. ред.), потом заметила, что в диких условиях симптомы начисто пропадают. На деревенскую авантюру меня толкнуло кое-что еще – скрытая нелюбовь к прогулкам на детской площадке. Что может быть хуже, чем часами скучать на пыльной скамеечке и пристально следить, чтобы юные Маугли не свернули себе шею на железных лестницах-каруселях-горках.

Возвращаясь домой после первого своего курса Випассаны, когда восприятие довольно чуткое, вдалеке я увидела две монументальные высотки. Я увидела их по-настоящему, будто стены в них были прозрачные. Это был многоэтажный муравейник, в каждой отдельной ячейке которого сидели, стояли, лежали или суетились маленькие люди. Прогуливаясь улицами спального района, я спиной ощущаю этажи и лестничные проемы людских судеб, мирно проживающих свой срок, уставившись в голубые экраны чьей-то чужой жизни. Я понимаю их простое незамысловатое счастье.

Но с тех пор квартиры мне жмут, я выросла из них, будто откусив не той стороны гриба.

Причина, по которой оказываешься в деревне, часто определяет будущий образ жизни. В любом случае, человеку из города приходится приспосабливаться, пересматривать некоторые представления и полностью менять свой привычный уклад. Самые первые насущные вопросы, которые встают перед деревенским неофитом – жилье и работа. Деревенский быт даже в наш технократический век, скажем прямо, устроен незатейливо. Удивительно, но многие деревенские дома до сих пор не оборудованы водопроводом и канализацией.

Незатейливые устройства для быта

Нередко в доме в качестве источника тепла только дровяная печь. А это значит, что придется заказывать машину дров, которые затем еще и пилить и колоть, всю зиму усердно раздувая огонь в сердце своего дома. Эта пугающая перспектива – на самом деле одно из самых романтичных деревенских переживаний. Печь – любимица всей семьи. Вокруг нее всегда тепло и уютно, на ней можно готовить, в ней можно печь хлеб и пироги, над ней можно сушить вещи. На остывающей печи можно согреться после долгой морозной прогулки. Еще на печи живет вдохновение – я написала там немало хороших текстов.

С работой все может сложиться довольно интересно – одни мои знакомые перешли на самообеспечение и натуральное хозяйство, другие – открыли органическую пекарню, третьи – планируют SPA-салон, четвертые – обустраивают фестивальное пространство на лоне природы. Дистанционная работа – это тоже выход. Но он не погружает нас так сильно в деревенскую свободу и тишину, привязывая невидимыми нитями к городскому эгрегору.

Но самое сложное – это не быт. Самая важная перестройка происходит в голове у тех, кто сумел пережить неизбежную ломку и все-таки остался в деревне. Жизнь замедляется, становится более вдумчивой, менее требовательной к прежним кипящим развлечениям. В жизни становится больше места для наблюдения и размышлений. Место, занятое потребительством и погоней за монетой, освобождается для естественных творческих занятий. Все хобби, для которых не хватало времени, здесь оживают, вспоминаются, пригождаются и могут стать новым призванием. Украшая дом, выращивая цветы и фрукты, можно привести в порядок голову.

Четыре стены – это убежище для ночи, для дождливой погоды и в холода. В остальное время буквально живешь на улице, в беседке, в саду, на лесной поляне.

Со временем приходит ощущение, что все вокруг – твоя земля, твое пространство. Ты здесь хозяин и только от тебя зависит, как здесь будет. Не от коммунальных служб, не от озеленителей, снегоуборщиков и строителей. Замечали, как деревенские бабули, которых родственники забрали в город, украшают полисадники, выращивая кустистые пионы и душистый укроп и черные помидоры?

Когда к нам приезжает кто-то из города, мы замечаем, как по-разному мы живем и ощущаем все вокруг. Большинство горожан по инерции продолжают искать какого-то «движа», пытаясь раскачать нас и увлечь в путешествия и погони, подбивая на подвиги и экстремальные развлечения, вроде скалолазания, парапланеризма и роуп-джампинга. Иногда стоит больших усилий успокоить их, замедлить, усадить за стол и долго поить чаем, улыбаясь в воротник, слушая и рассказывая, замечая, как загораются их глаза, расслабляется тело, замедляется речь.

Попадая в большой город, выныривая из деревенского жителя, немного теряешься, волнуешься, становишься слегка ребенком или старичком. Первое время подавляешь в себе желание здороваться с каждым встречным и подбирать с обочин пакетики от сухариков и пластиковые бутылки. Резким неприятием в чистые легкие, отвыкшие от ядов, врывается запах сигарет и выхлоп тысяч машин. Пугаешься счетов в кафе и надолго залипаешь у витрин магазинов одежды. Любое театральное представление, даже самое посредственное, кажется праздником, а прогулка по ночному светящемуся центру – захватывающим приключением.

Причина завидовать городскому жителю

Городская жизнь, возможно, обладает массой преимуществ. Но меня удручает, что вместо просторной беседки в саду, куда помещаются все друзья – только тесный балкон. Гости никогда не остаются до утра, потому что их негде разместить. Арбузные корки и пластиковые бутылки выбрасываются в общее ведро. Нельзя нарвать свежей петрушки к борщу и свежего базилика к сыру. Нельзя устроить офис на улице и в конце дня, когда ноги приятно гудят от долгих прогулок, свалиться в постель и всю ночь слышать соловьиные трели в открытое окно.

В деревне всё как-то душевнее и проще. Можно напроситься на ужин к соседям, зайти за какой-нибудь мелочью и остаться на чай и разговоры, устроить спонтанный мастер-класс по расписыванию мандал, организовать небольшой фестиваль на вечер, слепить саманную печь у кого-нибудь во дворе или просто однажды утром выбраться на прогулку за душистыми травами в горы.

Городским людям я завидую только в одном: теперь довольно трудно пробудить в себе то чувство восхищения, которое возникает после многочасовой тряски в душной машине, когда открываешь дверь, выбираешься из салона… и чистый свежий воздух наполняет тебя невыразимой чистотой и свежестью головокружительных зеленых просторов.

Источники:

http://www.chaskor.ru/article/v_derevne_my_schastlivy_3855
http://zen.yandex.ru/media/id/5b9e2c1bb76d9000aa0709f6/5b9e3cf93532dc00b21618c1
http://pravoslavie.ru/112064.html
http://kyky.org/columns/logika-daunshiftinga-kak-zhit-v-derevne-i-ne-stat-kuritsey

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x