32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Корень стебель лист цветок

Урок окружающего мира по теме «Корень, стебель, лист»

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), сформировать представления о строении семян цветковых растений и их развитии, о корневых системах и их значении для растений.
  2. Продолжить развитие умения наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования, выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;
  3. Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям, интереса к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

Оборудование: тестовые задания для каждого ученика, мультимедийная презентация; учебник “Окружающий мир” 2 класс, автор С.А. Трафимов., О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, гербарий растений, лупа.

1. Организация на урок.

2. Проверка домашнего задания (для каждого ученика).

1. Лед и снег – это вода…

А) в твердом состоянии;
Б) в жидком состоянии;
В) в газообразном состоянии.

2. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

А) вода с поверхности пола испарилась;
Б) вода впиталась в поверхность пола;
В) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

3. Почему необходимо беречь воду, ведь в океанах и морях – необходимые запасы воды?

4. Какой самый важный газ воздуха человек использует при дыхании?

А) водород;
Б) кислород;
В) углекислый газ.

5. В каких состояниях находится вода в природе? Дополни схему:

3. Изучение нового материала.

Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: “Растения – зеленая одежда Земли”. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

Наука о растениях называется ботаникой. Ученые-ботаники изучают царство растений. Сегодня мы все будем ботаниками и изучим части растений.

Какие три группы растений вы знаете? (Деревья, кустарники и травы).

Чем различаются деревья, кустарники, травянистые растения?

Чем различаются деревья лиственных и хвойных пород?

На Земле насчитывают 500 тысяч видов растений, которые отличаются и размерами, и формой, и окраской; у них разная среда обитания, разные способы размножения, разная продолжительность жизни. Растения встречаются повсюду: на равнинах и высоко в горах, на болотах и в пустынях, на дне морей, на лугах и полях, в садах и огородах.

Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах и оранжереях, заказниках, национальных заповедниках и парках.

Чем схожи все растения? К какой части природы относятся растения? (К живой природе.)

Кого еще можно отнести к живой природе? (Животные, человек, бактерии, простейшие.)

Чем отличаются живые организмы от не живого? (Они могут питаться, дышать, размножаться, расти и развиваться, умирать.)

Каково строение растительного организма, чтобы все это делать?

Ботаники различают у растения надземный орган – побег и подземный орган – корень. Растение, побег которого развивается в цветок, называют цветковым. Цветковые растения называют еще высшими растениями. Высшими считаются растения, у которых есть все перечисленные ниже органы: корень, стебель, листья, цветок, плод, семя. У растений, которые не имеют цветков, более интенсивно бывают развиты другие органы.

2. Работа с гербарием.

Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения.

(1 – цветок, 2 – лист, 3 – стебель, 4 – корень; еще у цветкового растения бывают плоды и семена).

Вот заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

3. Инсценирование заранее подготовленных учащихся.

1) Первым выступил Корень.

– Я здесь самый главный! (Слайд 2.) Я укрепляю растение в почве (Слайд 3), я пою его водой и кормлю минеральными солями. (Слайд 4.) Да что растение – я и людей, и животных кормлю. (Слайд 5.) Да еще и лечу иногда.

Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! (Слайд 6.)

Какая же часть растения более важная?

У орхидеи, живущей во влажных лесах Южной Америки (Слайд 7.) на стволах других растений, корни развиваются вне почвы и помогают растению добывать воду прямо из влажного воздуха. Мангровые деревья растут на часто затопляемых берегах морей и рек, и их корни, поднимая повыше ствол и крону, могут выступать из почвы на несколько метров. (Слайд 8.)

Корень лекарственного растения валериана, жень-шеня, люди используют при усталости, переутомлении, неврастении.

Люди в больших количествах выкапывали эти растения для продажи, не заботясь о сохранении растений, поэтому они занесены в Красную книгу.

Корни многолетних травянистых растений остаются в почве на зиму (другие части растений с приходом зимы отмирают) и из них весной вновь развивается растение; корни некоторых растений (моркови, свеклы, репы) накапливают много питательных веществ, необходимых для прорастания и развития стеблей и листьев растений.

Длина корней у разных растений зависит от условий их обитания: от глубины залегания подземных вод, твердости, рыхлости и влажности почвы. (Слайд 9, 10.)

Корни выполняют две важные функции: закрепляют растение в почве, снабжают растение водой и минеральными солями. Каждую весну корни растений становятся длиннее. Всего за один летний день подсолнечник “выпивает” 1–2 литра воды, а вековой дуб – 600 литров.

Ну, что, ребята, важен корень для растения?

2) Стебель, вслед за Корнем, возмущается:

“Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали? (Слайд 11.)

Ни одному корню без меня не жить. Это ведь мои тоненькие трубочки волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питание корням передают, другие

– листу. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. Поднимаю вверх ветви с листьями и располагаю их удобно, чтобы все солнышко увидели. Не было бы меня – не было бы и растения”

Какой общий признак у стеблей? (Наличие листьев).

Как называют стебель дерева? (Ствол)

Какие части растений соединяет стебель?

Стебли по внешнему виду, форме, размерам весьма разнообразны. У одних растений стебли (или стволы) ярко выражены, прекрасно видны, их не спутаешь с другими частями растения. У большинства деревьев стволы прямостоячие. У растений одуванчика, подорожника стебли и не увидишь сразу – они очень короткие и спрятаны в розетке листьев. У моркови стебель – зеленая верхушка корнеплода. У кактусов стебель массивный зеленый, на нем располагаются листья колючки.

Почему дерево не замерзает зимой? (В растительных соках присутствует достаточное количество сахаров, которые не дают превратиться жидкости в лед).

Расскажите о своем домашнем опыте.

Рассмотрите на рисунках разные виды стеблей

Прямостоячий стебель у банана и ствол у сосны, стелющийся у тыквы и огурца, у капусты – кочерыга, у ландыша – корневище, у земляники – усы, у лука – донце луковицы.

Какие основные функции выполняет стебель?

Важен для растения?

Возмутился Лист: “Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил Вам питательные вещества, то вас и не было бы (Слайд 12). Еще я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А вас я могу вырастить и сам”.

Листья затеняют почву под растением, защищая ее от высыхания под жарким солнцем. (Слайд 13.)

Упавшими осенью листьями спасают корни от морозов. Упавшими с деревьев и кустарников листьями питаются почвенные животные и микроорганизмы, перерабатывая их в нужные для питания растения минеральные соли. В густой листве растений вьют свои гнезда птицы, которые спасают растения от насекомых вредителей. Листья крапивы защищают растение, обжигая тех, кто пытается их сорвать или сломать. Запах листьев некоторых растений (чеснока, лука) отпугивает насекомых вредителей. Листьями многих растений питаются и лечатся различные животные и человек. Листья используются животными и человеком для строительства жилищ (например, листьями пальмы покрывают крыши в деревнях Африки и Южной Азии).

4. Работа с гербарием.

Рассмотрите с помощью лупы листочки, которые лежат на парте.

Жилки – это проводящая система листа, по которой переносятся вода и питательные вещества. Кроме того, они выполняют и роль каркаса листа, придавая ему форму и прочность.

Какая часть листа может так говорить?

– Я хочу больше захватить солнечного света. (Листовая пластинка.)

– Я стараюсь предохранить лист от повреждения и высыхания. (Кожица листа.)

– Я прикрепляю лист к стеблю; во мне проходят трубочки сосуды, по которым поступает в лист вода и минеральные соли, а от листа к другим органам растения поступают органические вещества. (Черешок.)

– Мы располагаемся по краям листа и хотим, чтобы листу дышалось легко, было прохладно, когда наступает жаркий день.

Живой лист должен дышать и днем, и ночью – поглощать из воздуха кислород и выделять в воздух углекислый газ.

Оказывается, лист на свету поглощает из воздуха углекислый газ и выделяет в воздух кислород. Чем меньше света, тем меньше кислорода отдает лист в воздух. Поэтому в спальной комнате не следует ставить много растений, которые ночью забирают из воздуха кислород, нужный для дыхания спящих людей.

Некоторые листья достигают длины нескольких метров (у пальмы – 20 м). У ели и сосны – это иголки, у кактуса и чертополоха – колючки, а у гороха – усики.

Из каких частей состоят листья многих растений?
Какую функцию выполняют листья для растения?
Какой газ нужен растениям для дыхания, какой для питания?
Что произойдет, если срезать все листья у растения?
Как человек использует листья растений?
Как мы называем листья у ели, у кактуса? (Хвоинки, колючки.)
Важны листья для растений?

“Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный, – сказал маленький бутон, который обещал стать прекрасным цветком. (Слайд 14.)

Все, что вы делаете, это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, – все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение”. (Слайд 15.)

Цветки посылают в воздух “ароматные” молекулы, привлекая насекомых, и те опыляют их. (Слайд 16.)

Цветки, которые опыляются ночными насекомыми, имеют сильный запах: эти насекомые плохо видят, а запах чувствуют хорошо.

Для чего цветет цветок?

Сильно отличаются плоды и семена разных цветковых растений (по форме, размерам, цвету, вкусу, твердости, сочности и прочее).

Почему становятся редкими некоторые цветковые растения?

Цветковыми называются те растения, которые хоть раз в жизни цветут. Их цветки различаются формой, расцветкой, размером, запахом. Чудесно пахнут цветки сирени, жасмина, ночной фиалки, ландыша и другие.

Множество пигментов окрашивают цветки в разные цвета. Например, цветки пшеницы и других злаков почти не отличаются по цвету от листвы, а розы, тюльпаны, маки так изобретательны в окраске, что всех расцветок и не перечислишь. Цветы подсолнечника, одуванчика, мать-и-мачехи всегда желтого цвета.

Опыляемые насекомыми растения имеют яркую окраску, привлекающий запах (почти не встречаются цветки зеленого цвета). Добыть нектар из некоторых цветков могут только шмели и пчелы. Эти крупные насекомые раскрывают цветки (например, львиного зева) своей массой.

Цветки некоторых растений употребляют в пищу (цветная капуста, лепестки настурции, ноготков, кабачков кладут в салаты). Для приготовления специй используют цветки (пряная гвоздика, шафран из лепестков крокуса). Для украшения тортов и шоколадных изделий используют засахаренные лепестки роз и фиалок. Использует человек и чудесный аромат некоторых цветковых растений для изготовления духов, мыла (ландыш, розы, жасмин, сирень, фиалка). Из цветков многих растений приготовляют целебный чай (липа, ромашка, зверобой), целебные масла (розовое масло).

И, конечно, нельзя обойти вниманием значение цветущих растений для создания хорошего настроения человеку. Люди с давних пор любовались прекрасными цветками, дарили их любимым, украшали свои праздники. (Слайд 17.)

Интересна история тюльпанов, которые из дикорастущих превратились в прекрасные садовые культуры. В XVII веке в Голландии разведение тюльпанов стало поголовным увлечением. Создано было более 500 сортов. Самые редкие сорта продавались по очень высокой цене. За них отдавали лучших скакунов, прекрасные кареты и даже корабли. И сегодня на площадях и скверах России мы любуемся именно голландскими тюльпанами.

Некоторые цветки красуются на гербах.

На гербе французской королевской фамилии вы увидите лилию. Изображение этого цветка находят и на архитектурных памятниках древнего Востока, Египта.

На гербе английской королевской фамилии – роза. Символом Шотландии стал чертополох, который красовался на рыцарских щитах.

5) Семя утверждает:

“Ваш спор неудачен, – возразило Семя. – Все, что вы добыли из почвы, воздуха и воды, – все это для того, чтобы я созрело и дало жизнь новому растению. Из меня разовьются и корень, и стебель, и листья, и цветки, и плоды, и новые семена!” (Слайд 18.)

Кто же из органов растения выиграл спор?

Растение – единый организм, в котором согласованно функционируют все его органы.)

Почему мы начинали и заканчивали изучение развития цветкового растения с семени? (Так начинается и завершается жизненный цикл цветкового растения “от семени до семени”.

Будут ли точно такими же растения из новых семян? Чем они могут отличаться? Почему?

Про какой орган растения можно сказать: “и корм, и укрытие для многих животных, и фабрика питания”? (Лист.)

Как сложно, удивительно устроена окружающая нас живая природа, и в частности, живущие рядом с нами растения; как все они важны для нашей жизни и как они нуждаются в нашем внимательном, уважительном и бережном отношении к ним.

С. Маршак
Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

6. Домашнее задание.

Приготовить карточку – задание для соседа по парте, нарисовав на ней цветковое растение без какого-нибудь органа (без цветка, без листьев, без корня).

На следующем уроке соседи по парте обменяются карточками. Дополнив недостающую часть (орган) растения на карточке, вы сами проверите и оцените работу друг друга.

  1. Методические рекомендации к учебнику “Окружающий мир”, 2 класс, авт.: О.Т.Поглазова; “Ассоциация XXI век” Смоленск, 2005 г.

Знакомство со строением комнатных растений. Конспект занятия в старшей группе «Стебель — часть растения»

Зоя Григорьевна Сидорова
Знакомство со строением комнатных растений. Конспект занятия в старшей группе «Стебель — часть растения»

• Систематизировать знания детей о внешнем строении растений, обобщить представление о назначении каждого органа растения /корень, стебель, лист, цветок, семя/.

• Дать представление о стебле – одной из частей растения.

• Познакомить с внешним разнообразием стеблей (может быть большими и толстыми /кактус/, укороченный /хдорофитум, фиалка/, цепляющимся и вьющимся /плющ, декоративный виноград/.

• Развивать умение более полно описывать растение, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений.

• Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.

Оборудование: комнатные растения /бальзамин, монстера, кактус, хлорофитум, колеус и др. /, 2 прозрачных стакана с водой, чернила для подкрашивания воды, дневники наблюдений, цветные карандаши.

Ход образовательной деятельности:

1. Д/Игра: «Что изменилось?»

Задача. Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположенности, закрепить название комнатных растений.

Ход: Комнатные растения ставят на стол в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами. Дети должны показать, как растения стояли раньше.

2. Знакомство с внешним разнообразием стеблей.

Стебель — вегетативный орган растения, имеющий радиальное строение, верхушечный рост в длину.

• У некоторых растений стебли выполняют функции листьев

(например, у кактусов).

• Стебель может быть большим и толстым, как у кактуса,

• Укороченным, как у хдорофитума, фиалки,

• цепляющимся и вьющимся, как у плюща, декоративного винограда.

/Рассмотреть с детьми необходимые комнатные растения, показывая разнообразие стеблей/.

В различных экологических условиях развиваются следующие виды стеблей:

• Прямостоячие / лимон, пеларгония/,

• ползучие (плети и усы – хлорофитум, камнеломка,

• лазающие и вьющиеся стебли /монстера/.

По форме сечения стебли бывают:

• продольно ребристые (трехгранные, четырехгранные /колеус/, многогранные — у кактусов,

• плоские — у опунции и др.

Метаморфозы (видоизменения) стебля:

способствуют переживанию растениями неблагоприятных условий

(засуха, зимний период и т. п.). В них происходит запасание питательных веществ для последующего развития.

Луковица — укороченный подземный побег. Стебель его недоразвит, имеет дисковидную форму и называется донцем, от которого отходят

придаточные корни и многочисленные листья (луковичные чешуи (лук, чеснок, лилии).

Корневище — видоизмененный подземный побег. Запасные питательные вещества откладываются в стеблевой части побега. Корневище внешне похоже на корень (ландыш, пырей ползучий, валериана и др.).

3. Функции стебля следующие:

• место образования листьев и цветков, а в их пазухах — пазушных почек;

• транспорт воды, минеральных и органических веществ из корня к листьям и обратно;

• запасание питательных веществ и воды;

4.Малоподвижная игра “Вспоминай, быстро называй”.

Ход игры: Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет комнатное растение, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.

4. Опытническая деятельность

Как же влага поднимается по стеблю?

Цель опыта: увидеть, как влага поднимается по стеблю

Содержание опыта: отрезать две веточки с голыми стебельками. Поставить одну из них в чистую воду, другую – в подкрашенную красными или синими чернилами воду.

Поставив обе веточки рядом, сравнивая цвет стеблей, можно скоро заметить, как внутри стебелька, поставленного в подкрашенную воду, поднимаются кверху красные или синие полоски. Это по сосудам поднимается подкрашенная вода.

Чем дольше простоит растение в красителе, тем влага поднимется. Иногда окрашиваются листья и цветы. Особенно хорошо видно изменение цвета на белых цветах.

Вывод: наблюдая за двумя черенками во время опыта, можно сделать вывод, что вода к листьям поднимается по стеблю. В стебель же она попадает через корни.

5. Работа в дневниках наблюдений.

Задание: зарисовать поэтапно результаты опыта.

6. Итог занятия: подвести детей к выводу, что вода поднимается из почвы через корень по стеблю к листьям и цветам. Ответить на вопросы:

• Какое новое комнатное растение вы узнали сегодня?

• Почему его называют «плаксой»

• Как вода попадает в растение?

Дидактическая игра «Части растений» Дидактическая игра по экологии: «Части растений» Для этого пособия требуется фланелеграф (у меня в кабинете это фанера обшитая фланелькой,.

Конспект НОД в средней группе «Что есть у каждого растения?» Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Познание» (Экология) на тему: «Что есть у каждого растения?» Реализация образовательных.

Органы растений. Формируем основные биологические понятия

У одноклеточных водорослей тело представлено одной клеткой, которая выполняет все необходимые для жизнедеятельности функции. У многоклеточных водорослей структурно однородные клетки объединяются в таллом. На первый взгляд таллом может быть похож на тело растений, однако клетки таллома однотипны и не имеют ни специализированных элементов. Поэтому такие растения относят к низшим.

В ходе эволюции с выходом растений на сушу клетки начали дифференцироваться по выполняемой функции, сформировались ткани и органы, а такие растения получили название высших.

Названия органов растения представлены на иллюстрации.

Органы растения делятся на:

вегетативные: к ним относят корень и побег. Побег в свою очередь состоит из стебля, листьев и почек;

генеративные или органы размножения — цветок, плод и семя (спорангий у споровых и шишка у голосеменных).

Орган — это часть растения выполняющая одну или несколько функций.

Благодаря вегетативным органам растение растет, питается, происходит газообмен со средой, т.е. процессы фотосинтеза и дыхания (вставка на статью), из тонкого прутика вырастает мощное дерево — т.е. вегетативные органы обеспечивают жизнедеятельность растений.

Генеративные органы нужны, чтобы растение смогло оставить потомство и обеспечивались селекция и эволюция.

К генеративным органам относятся цветок, семя и плод.

Весной и летом цветы всевозможных форм и размеров, одиночные и собранные в соцветия радуют глаз. Однако основная функция цветка — половое размножение растений.

Именно из этого модифицированного побега после опыления и оплодотворения завязи пестика формируется плод, который состоит из семян и околоплодника. В живой природе плоды весьма разнообразны: некоторые из них съедобны, и очень вкусны, как томат или яблоко. А другие наоборот ядовиты, как белладонна или волчьи ягоды.

Семя — это зачаток полноценного растения, необходимый ему для размножения, переживания неблагоприятных условий внешней среды и расселения на новые территории. В структуре семени выделяют кожуру, зародыш, запас питательных веществ. Зародыш содержит зачатки вегетативных органов — корня, стеблей, листьев, из которых в подходящих условиях вырастает новое растение.

Однако, внимательные ученики, кто наблюдал, как бабушка в деревне прикапывает усы клубники на грядке, или сами сажали картофель весной, могут возразить, что растение может размножаться и вегетативными органами тоже. И будут совершенно правы.

Некоторые растения можно размножать вегетативно — черенками, усами, клубнями. Но селекцию и эволюцию обеспечивают лишь генеративные органы.

Строение цветка, семени, различных плодов и сложные процессы опыления и оплодотворения подробно разбираются в главе № 2 учебника «Биология. 6 класс» под редакцией И.Н. Пономаревой, а мы переходим к вегетативным органам растений.

В строении вегетативных органов выделяют общие признаки:

полярность — основание и вершина растения находятся на противоположных концах растения, т.е. на разных полюсах. Это явление довольно легко наблюдать у растений, которые размножаются черенками. Например, у ивы.

Если черенок поместить во влажную среду, то через некоторое время на нижнем полюсе у основания образуются корни, на верхнем листья. И любой отрезок черенка будет вести себя подобным образом;

геотропизм — т.е. рост в определенном направлении относительно центра земного шара, благодаря тому, что растения ощущают земное притяжение.

Это явление также легко продемонстрировать на опыте, с которым можно поучаствовать в конкурсе. Если растущее растение положить горизонтально, через некоторое время его корни вновь будут расти вниз, а стебель займет вертикальное положение.

Корень обладает положительным геотропизмом, поскольку его рост направлен к центру земли, надземные части растения обладают отрицательным геотропизмом.

Благодаря геотропизму ландшафтные дизайнеры могут создавать фантазийные композиции, придавая деревьям причудливые формы. Но самый загадочный дизайнер — природа. И в Польше можно наблюдать целый кривой лес.

Выполняемая функция органов растений различна.

Корень — у большинства растений это подземный орган. Основная функция закрепление в почве или другом субстрате и обеспечение растения полезными минеральными веществами и водой, а также запасание питательных веществ. У некоторых растений корень модифицировался в клубень, как например у георгина или топинамбура.

Все корни растения называют корневой системой. Корневая система делится на:

Корень стебель лист цветок

Лист — вегетативный орган растения, располагающийся на побеге. Место расположения листа на побеге называется узел. Узел (лат. nodus) — участок побега (стебля) растения, от которого отходят боковые органы (ветви, листья, почки, придаточные корни и другие.)

Строение и функции листа

Основная ткань пластинки листа — мезофилл. Выделяют столбчатый и губчатый мезофилл, функции которых различны.

Благодаря наличию хлоропластов в клетках столбчатой ткани мякоти листа происходит процесс фотосинтеза, в результате которого образуется большое количество органических веществ, доставляемых флоэмой в разные части растения. Вообразите следующую информацию в виде 3D-модели: проводящая система листа является продолжением проводящей системы стебля, в месте узла происходит отхождение сосудисто-волокнистого пучка в направлении листа.

В губчатой ткани листа расположены межклетники, вход в которые открывают устьица. Здесь происходит газообмен между организмом растения и внешней средой, заключающийся в процессах дыхания и фотосинтеза. Крайне важно разделить два понятия: фотосинтез и дыхание.

Не удивляйтесь тому, что растения поглощают кислород в процессе дыхания. Все живые клетки аэробных организмов находятся в процессе дыхания постоянно, днем и ночью. Запомните, что дыхание это поглощение кислорода и выделение углекислого газа. В ходе светозависимой фазы фотосинтеза напротив, кислород выделяется как ненужный побочный продукт, а углекислый газ поглощается клетками.

Осуществляется через устьица в эпидермисе (кожице).

Самые первые листья растения — зародышевые листья (семядоли или семенодоли), которые развиваются у зародыша ещё в семени. В дальнейшем листья формируются из примордиев — нерасчленённых зачатков листьев в виде бугорков или валиков на конусе нарастания побега.

Основные части листа
  • Основание листа

Это расширенная нижняя часть листа. У некоторых растений оно, разрастаясь, преобразуется в незамкнутую или замкнутую трубку, которую называют листовое влагалище.

Выполняет главные функции листа — газообмен и фотосинтез, в основании пластинка сужается и переходит в стеблевидный черешок.

Это тонкая стеблевидная часть листа, идущая от листовой пластинки к узлу побега.

Меняя свою форму, черешок смещает листовую пластинку. Таким образом, основная функция черешка — обеспечить как можно большую освещенность листовой пластинки, вынести листья к свету. Именно так и создается листовая мозаика — расположение листьев на растении, при котором они не затеняют друг друга. Листья с черешками называются черешковыми, без черешка — сидячими.

Выросты листообразной формы, расположенные у основания листа. Они могут срастаться со стеблем или быть свободно расположенными. У многих растений прилистники отсутствуют в принципе, или образуются, но рано отмирают.

Лист называют полным, если в составе его элементов имеется пластинка, основание, прилистники и черешок. Полные листья характерны для многих широко известных растений: рябина, дуб, черемуха, роза.

Лист называют неполным, если у него отсутствует черешок (сидячий лист), прилистники или пластинка. Сидячие листы, лишенные прилистников, имеют лен, гвоздика, алоэ. Отсутствуют прилистники также на листьях картофеля, сирени, капусты. В редких случаях лист может не иметь листовой пластинки, тогда ее функции перенимают черешок — у акации, прилистники — у чины безлисточковой.

Жилкование листьев

Это обозначение системы жилок с проводящими пучками в листовой пластинке. Жилкование листьев бывает:

    Вильчатое (дихотомическое) жилкование

Встречается у многих папоротниковидных растений и примитивных семенных, при вильчатом жилковании жилки делятся дихотомически (одна жилка разделяется на две жилки).

При таком типе жилкования крупные жилки проходят вдоль листовой пластинки параллельно друг другу. Характерно для злаковых растений.

Отличается наличием крупных жилок, которые подобно дуге изогнуты вдоль листовой пластинки. Характерно для однодольных.

Перистое (перисто-сетчатое) жилкование

Для этого типа характерна выраженная центральная (главная) жилка, от которой в стороны отходят более тонкие боковые ветви. Имеется у дуба черешчатого, черемухи обыкновенной.

Пальчатое (пальчато-сетчатое жилкование)

Такой тип жилкования отличается наличием нескольких примерно одинаковых по размеру крупных жилок, расходящихся веером по пластинке, при этом сходящихся в одной точке у ее основания. Имеется у манжетки обыкновенной, клена платановидного.

Форма листа

Листья подразделяются на простые и сложные. Лист называют сложным, если несколько листовых пластинок, прикрепленных собственными короткими черешочками, располагаются на одном общем черешке (рахисе). Каждую листовую пластинку сложного листа называют листочком или пластиночкой. Сложные листья (названия которых говорят сами за себя) бывают:

  • Однолисточковые — у мандарина, лимона.
  • Тройчатосложные — у земляники, клевера.
  • Пальчатосложные, состоящие из множества листовых пластинок, у люпина, каштана конского.

Необходимо особо отметить, что есть сложные листья, у которых листочки расположены по всей длине рахиса — пункты 4 и 5.

  • Непарноперистые — только боковые листочки располагаются парами на общем черешке, единичный верхний листочек (ясень, рябина, малина)
  • Парноперистый — все листочки на рахисе распложены парами, занимают боковое положение. На верхушке заканчиваются не одним, а парой листочков (горох)
  • Простым листом называется лист, состоящий из одной листовой пластинки. Простые листья подразделяются на несколько типов, в зависимости от структуры листовой пластинки. Простые листья могут быть:

    • С цельной листовой пластинкой — сирень, береза, тополь, яблоня.
    • С рассеченной (расчлененной) листовой пластинкой. Каждую отдельную часть простой пластинки называют сегментом. Здесь также имеется еще одно деление, по степени расчлененности листовых пластинок различают:
      • Пальчтолопастную (перилопастную) — в случае если расчленение не превышает 1/3 всей поверхности листовой пластинки.
      • Перистолопастную (перистораздельную) — расчленение не превышает половины (до 1/2) листовой пластинки.
      • Пальчаторассеченную (перисторассеченную) — расчленение достигает главной жилки листа или основания листовой пластинки.

      Листорасположение

      Представляет собой порядок расположения листьев на стебле. Выделяют следующие типы листорасположения:

      • Очередное — от узла отходит только один лист. Имеется у березы, липы, дуба.
      • Супротивное — на узле располагаются два листа, супротив (напротив) друг друга. Встречается у бузины, клена, калины.
      • Мутовчатое — на узле стебля 3 и более листьев. Есть у вороньего глаза, ветренницы, элодеи.

      Видоизменения листьев

      Это интереснейшие приспособления, которые возникли в процессе приспособления растений к различным средам обитания. Они выполняют дополнительные функции, но главная их задача — это адаптация растения к условия среды.

      Не все растения питаются автотрофно, для некоторых из них свойственен гетеротрофный тип питания. Известный пример росянка капская — насекомоядное растение. Ее лист покрыт липкой вязкой массой, которая выделяется волосками листа. Если насекомое садится на лист, то приклеивается к нему, волоски начинают сворачиваться, и насекомое оказывается в образовавшейся полости. После чего начинается выделение ферментов в полость и переваривание насекомого.

      Образования, которые выполняют опорную функцию. Цепляясь усиками за опору, растение занимает в пространстве вертикальное положение, растут вверх. Имеются у чины, гороха.

      Выполняют различные функции. К примеру, чешуи почки защищают ее от механических повреждений, а листья у лука в луковице превращены в сочные чешуи, которые запасают питательные вещества.

      Ограждают растение от поедания его животными. Подобную защитную функцию выполняют колючки барбариса, кактуса.

      Эти видоизменения листьев не утратили свою основную функцию, и приобрели дополнительную — запасание воды. Особенно актуальна эта функция для растений суккулентов, произрастающих в местах с засушливым климатом — алоэ, молодил, очиток.

      Хвоя — это видоизмененные листья голосеменных (хвойных) растений. Таким листьям, в отличие от неизмененных, нужно меньше питательных веществ и воды. Они способны противостоять холоду и засухе, при этом выполняя свою основную роль — обеспечение процесса фотосинтеза.

      Вечнозелеными растениями является подавляющее большинство голосеменных, которые сохраняют хвою в течение 12 месяцев, не сбрасывая ее перед зимой. У отдельных видов, сосны долговечной, хвоя сохраняется до 45 лет.

      © Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

      Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

      Источники:

      http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/584077/
      http://www.maam.ru/detskijsad/znakomstvo-so-stroeniem-komnatnyh-rastenii-konspekt-zanjatija-stebel-chast-rastenija-vospitatel-sidorova-z-g.html
      http://rosuchebnik.ru/material/organy-rasteniy/
      http://studarium.ru/article/8

      0 0 голоса
      Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    0
    Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
    ()
    x