Содержание
Что значит пряником печатным
Пряник печатный
C ним было связано множество обычаев и поверий. Его подносили именинникам и молодоженам. Он употреблялся на рождественских праздниках, на масленичном гулянье и семейных торжествах. Его дарили любимым, ему приписывали магические и лечебные свойства… Ну и конечно же, он был лакомством — радостным, редкостным и для взрослых, и для детей.
Пряничная доска
…О том, когда и как появился пряник на Руси, дискуссии ведутся до сих пор. Так же как и о том, что же означает само слово, в котором словно застыла память о временах, когда корабли отправлялись за тридевять морей в тридесятое царство за пряностями «едкими». Бытовало мнение, что пряник известен на Руси еще с былинных времен. Так считал, например, известный собиратель и знаток русских древностей XIX века И. Голышев, который в подтверждение этого мнения ссылается, в частности, на текст одной русской сказки: «Учали богатыри есть пряники печатные; запивать их винами заморскими».
Пряничные доски и пряники русского Севера и центральных областей XIX — начала XX века.
История русского пряника действительно уходит в языческие времена раннего средневековья.
В связи с развитием на Руси земледелия в языческих ритуальных жертвоприношениях мясо животных и птиц стало постепенно заменяться изделиями из зерна. В X—XII веках обычай выпекать из теста изображения домашнего скота для ритуального пиршества был, по-видимому, повсеместно распространен среди восточных славян, и в сочинениях «отцов церкви» можно часто встретить негодующие строки об этом обычае. Но уже к XVI веку каких-либо сведений о борьбе христианской церкви с этим пережитком язычества в летописях не встречается. И, судя по всему, именно к этому времени и следует отнести появление на Руси пряника в полном, привычном нам смысле этого слова. «Красно украшенное» печенье уже не имело того культового значения, как встарь, но осталось неким символом небудничности, праздничности.
Начиная с XVI века пряник быстро завоевывает рынок в русских стольных и дальних городах и селах. Писцовые книги второй половины XVI века сообщают о пряничниках Новгорода, Казани, Свияжска. А спустя век мастера пряничного дела появились и в иных городах, а таможенные книги Вологды, Великого Устюга, Тотьмы упоминают о них среди другого ввозимого товара. И, видимо, не случайно появление и начало повсеместного распространения пряника на Руси связано именно с XVI—XVII веками — веками Великих географических открытий, когда на рынках Европы появилось большое количество пряностей — душистого перца, корицы, имбиря, гвоздики, которые вошли неотъемлемыми компонентами в русский пряник.
Историю пряника можно сравнить с историей книги. Как вначале каждая книга изготовлялась вручную, в одном-единственном экземпляре, так и пряник на заре своего существования каждый раз был произведением оригинальным. И как в связи с ростом спроса стали книги печатать с досок, сериями, так и пряники стали серийными, «тиражными», «печатными», — их тоже стали печатать со специальных досок.
Постепенно пряник становился ветвью массового профессионального декоративно-прикладного искусства — как изразцы, прялки, узорные набойчатые ткани, резьба на избах. Пряничные доски-штампы заселили образы народных сказок, легенд, былин, сцены городской и сельской жизни, предметы повседневного быта.
Фрагмент пряничной доски
И как всякое искусство, пряничное мастерство обрело свои школы.
На «почетных», или «подносных», пряниках Вологодчины (их создавали специально для подношения почетным гостям) излюбленным мотивом были диковинные здания с башнями и развевающимися флагами, кони, птицы, корабли.
Собранная в 1907 году этнографом И. Абрамовым коллекция старообрядческих пряников села Ветка Могилевской губернии позволяет проследить культурно-бытовые связи древнерусских, уходящих в славянскую языческую старину, традиций с национальным искусством белорусов и поляков.
Городецкие пряничные доски отличаются разнообразными сюжетными рельефами, которые обязательно сопровождают разъяснительные тексты. А вот саратовцы предпочитали пряники, покрытые мелким геометрическим орнаментом. Пряничные мастера лесного Верхнего Поволжья, особенно четко разделяя свои изделия по «целевому назначению» — для подарков, для детей, для именин, для свадеб и т. д., — использовали в качестве орнамента замысловатую вязь нравоучительных и поздравительных текстов.
Архангельские пряничники, учитывая тягу горожан к экзотическим сюжетам, создали удивительную по своей этнографической точности серию, повествующую о жизни ненцев («самоедов» — как их тогда называли), точно подметив детали одежды, конструкции нарт, оленьей упряжки, северных русских деревень и городов.
Пряничное производство со временем было поставлено на серьезные «промышленные» рельсы. В ряде городов имелись специальные заведения, снабжавшие своими изделиями не только округу и соседние области, но и вывозившие их даже за границу. В XIX веке владелец тверской пряничной фабрики Иван Баранов имел «специализированные» магазины русского пряника в Берлине, Париже, Лондоне. Пряничное производство нередко было наследственным — в Твери были известны семьи, занимавшиеся пряничным искусством в течение полутора веков. Получить звание мастера-пряничника или подмастерья было делом почетным и трудным. Надо было изготовить партию пряников и представить на строгий суд комиссии из трех мастеров-пряничников, дававших официальный патент на звание мастера или подмастерья.
Но, несмотря на многообразие жанров, форм, направлений, в истории пряничного искусства можно выделить некие основные этапы, связанные с общей историей русского декоративно-прикладного народного творчества.
Первый этап — от XVI—XVII веков до XVIII века, когда на основе ритуального языческого печенья появляются на Руси пряники в виде рыб, птиц, женских фигур. Впоследствии эти формы переносятся на пряничные доски. Тогда же излюбленными мотивами становятся изображения льва, единорога, двуглавого орла, птицы-сирин. Появившись, пряничное искусство, как губка, начинает вбирать в себя традиции и образы других видов народного творчества: вышивки, резьбы по дереву.
В XVIII веке на пряничных досках появляются сложные жанровые сюжеты, корабли, семейные и любовные пары, здания, корзины с цветами, столы с самоварами и снедью и т.д.
Примерно с 70-х годов XIX века пряничные мастера начинают в круг привычных, традиционных сюжетов включать элементы нового городского быта. Связано это с появлением нового потребителя — городского мещанства. Пряничные мастера пытаются совместить устойчивые традиции народного искусства с быстрыми изменениями уклада жизни, ее темпов и потребностей.
Процесс этот идет и в наши дни. Бытующие сегодня тульские, московские, вяземские, городецкие и другие виды русского пряника свидетельствуют о том, что современность, отбирая и перерабатывая старые традиционные формы, ищет в них принципы, отражающие характерные особенности народного восприятия — чувство пропорции и меры. Ибо народное творчество, его многовековые традиции — те корни, без которых невозможно существование современного древа искусств.
Л. Смусин, научный сотрудник Государственного музея этнографии народов СССР
По материалам журнала «Вокруг света», сентябрь 1973.
Из истории русского пряника. Чем знаменит печатный пряник?
Что же такое пряник? Пряник, конечно, отличается от всякого печенья, которое на Руси пекла каждая хозяйка. И в будни, и особенно в определённые праздники, приготовление печенья было нормой. Пряники — это уже ремесло, и даже искусство.
Само название слова пряник происходит от слова пряный (пряный от слова перец) , а печенье — от слова печь. Печенье готовили из пресного или перебродившего кислого теста. Поэтому пряник появился на Руси гораздо позже печенья, когда стали завозить пряности. Первые пряники со специями были блюдом царского стола. Простому люду пряности были не по карману.
В состав пряника помимо мёда и муки, входило большое число пряностей. Прежде всего это чёрный перец. Помимо прочего, это корица, горький померанец — апельсин, ваниль, кардамон, анис, тмин, базилик. В каждой семье были свои рецепты пряничного теста, и его хранили в секрете.
Для пряников нужны были специальные печатные доски, изготовленные из дерева. А это довольно дорого, и не каждому было доступно. В больших семьях было несколько печатных досок.
Некоторые семьи выпекали пряники в большом количестве на продажу. Надо отметить, что печатный пряник — неотъемлемый атрибут любых ярмарок и базаров, которые и устраивались специально в праздники. Пряники можно было купить свободно, они были доступны по цене, и считались излюбленным лакомством и лучшим гостинцем.
Пряники изготавливали не только при помощи специальных печатных досок (печатный пряник), но и обычных пряничных форм. Формы были в виде животных, птиц или рыб, изображали солнце или месяц, растения и мифологических существ.
Изготовление печатных досок было настоящим искусством, резьба в них была контр-рельефная. Нужно было соблюдать уровни, которые потом отпечатаются на многоуровневом прянике, сохранять симметрию для сложных рисунков. Особенно тяжело было вырезать буквы и цифры, их вырезали задом наперёд, то есть справа налево. Одна ошибка мастера — и вся доска насмарку, рисунок или надпись не получится.
Доски изготавливали из мягких пород дерева — груши, липы, ивы, ольхи, реже из осины. После нанесения рисунка печатную доску подсушивали и вываривали в льняном масле, чтобы она обрела крепость и могла долго служить. Некоторые доски, бережно сохранявшиеся в семьях, служили от 50 до 70 лет!
Известные центры изготовления досок — Москва, Вязьма, Тула и бывшее село Городец (ныне город в Нижегородской области). Эти районы известны не только пряничными досками, но и выпечкой огромного числа сортов русских пряников. Важно отметить, что в разных областях доски имели свои традиционные рисунки. Например, в Городце часто изображали рыб, например, стерлядь или осетра, поскольку село славилось не только хлебом, но и рыбой, которую поставляли в Москву к царском столу.
В городской и крестьянской традициях было подносить друг другу пряники на большие праздники — Рождество, Пасху, Масленицу, особенно в её последний день Прощёное Воскресенье. Пряники широко использовали в свадебных обрядах. Сегодня влюблённые дарят друг друг сердечки, а раньше дарили пряники, любимое лакомство. В народе сохранилось даже такое выражение «Без пряника не заигрывай ». Девица могла познакомится с парнем, подарив ему пряник. На пряник читался определенный заговор. И тогда девушка могла рассчитывать на то, что она ему понравится, или, как раньше говорили, приглянется. На свадебном пиру к столу выносили огромный пряник, который ломали на мелкие кусочки и угощали гостей. Такие пряники назвали разгонными , это означало, что свадебный пир подходит к концу, и пора бы и честь знать, и оставить молодых.
Пряники могли хранить долго. Высохший, он нисколько не терял свои вкусовые качества. Сухой пряник никогда не выбрасывали, а размачивали в чае и ели. Отсюда выражение « Ломается как пряник ». Некоторые пряники могли хранится до двух лет. Это говорит о том, что пряники считали очень ценным продуктом. Самым древним, традиционным и узнаваемым был и остается тульский пряник.
Тульский печатный пряник
Изначально тульский пряник готовился из мёда, а специи появились гораздо позднее. Первое письменное упоминание о тульском прянике восходит к 1685 году. Даже в былинах есть о нём упоминание: « Добры молодцы ели пряники печатные и запивали винами заморскими .» Пряники готовили разных размеров, от маленьких круглых, размером с пятак, до огромных почётных. Самый большой почётный печатный пряник был изготовлен в 1778 году в подарок императрице Екатерине II, в честь юбилея Санкт-Петербурга. Он был диаметром 3 метра и весом более 80 килограмм. На прянике была изображена панорама строящейся столицы.
Интересно, что после выпечки таких почётных пряников, печь ломали, чтобы никто другой не мог выпечь подобного. До такой степени хранили свои рецепты в строжайшей тайне. Рецепты передавались только по мужской линии, от отцов — сыновьям.
Рисунок тульского печатного пряника отличается от других. На нём преимущественно изображены тексты. Много пряников пекли ко Дню ангела. Полученный в подарок пряник сразу не ели, а прятали за икону. Чтобы ангел прилетел ночью и отведал сладкого пряничка, подобрел и стал благосклонен.
Известные тульские пряничные мастера Щукины, пряники которых особенно славились и просто таяли во рту, после победы над Наполеоном стали продавать пряники в Париже. А в 1900 году купец Гречихин, тоже пряничных дел мастер, продавал в Париже свои пряники в лавке, выложенной из тульских пряников. И даже крыша была пряничной. Парижане были покорены широтой русской натуры, а русские пряники и французам полюбились.
На этом пока всё… Если Вы сочли статью полезной и интересной, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые.
Печатный пряник: главное — не жалеть меда и пряностей!
Пробуем историю на вкус. Как делают старинный медовый хлеб – коврижку и медовые пряники? Этому научит вас Ольга Сюткина в программе «Второе и компот» телеканала «Москва-Доверие». Вместе с ведущим Владимиром Раевским они обсудят историю этого блюда. Замесят тесто, раскатают его по доске с узорами XVIII века. И отправят в духовку. А потом попробуют, что получилось. Я же, присутствуя при съемках, сделал фотографии самых интересных моментов.
«В течение веков народный быт твердо стоял на своей старине и очень туго изменял свои житейские порядки даже в мелких подробностях, например, относительно пищи и питья. Что кушали деды и прадеды, то самое кушали внуки и правнуки». Иван Забелин, книга «Домашний быт русских царей». Это – точно про пряник. Неизменную часть нашего житейского порядка.
Одно непонятно. Считается, что прянику на Руси больше тысячи лет, а вот пряности – очень дорогие – начали завозить к нам только в XII веке. А вошли они в обиход гораздо позже. Так из чего же тогда делали пряничное тесто наши предки? И как пекли пряники без пряностей ?
По легенде в Древней Руси хозяйки разводили ржаную муку медом. Добавляли ягодные соки и замешивали тугое тесто. Толстые лепешки отправляли в печь. Так в старину готовили медовый хлеб, который считается прототипом лепного пряника. В XII веке с появлением в русской кухне пряностей из Индии и Ближнего Востока их начали добавлять в медовый хлеб. Так появилось новое название десерта – пряник. Первое время пряники были выпечкой для избранных. А все потому, что пряности или, как их еще называли, «сухие духи» были очень дорогим удовольствием. Например, горошины «англицкого» или душистого перца купцы даже использовали для расчета вместо денег.
И только спустя века, когда ароматная валюта в виде перца, имбиря, аниса, мускатного ореха, гвоздики и других пряностей перестала быть диковинкой, пряничное дело стало популярным ремеслом. А сами пряники – русским народным лакомством.
Особое дело – пряничные доски. Каждый мастер-пряничник имел собственные доски с уникальной резьбой. Поэтому встретить в разных уголках России два одинаковых пряника было почти невозможно. Не могу не сказать здесь в скобках, что Владимир Раевский демонстрирует действительно уникальные пряничные доски. Мы с Ольгой Сюткиной получили их от известного кулинара Павла Рабина, для которого их вырезали по старинным эскизам XVIII века из Российской государственной библиотеки.
В течение многих столетий в России были известны три вида пряников. Лепные, когда словно из глины пряничники лепили из теста свои авторские фигурки. Печатные пряники делали с помощью доски из лиственных пород дерева, на которой мастера вырезали узор или надпись. Пласт теста вдавливали в узорную резьбу, и оригинальный рисунок отпечатывался на поверхности пряника. Резные или вырубные пряники делали с помощью заготовленных из дерева или металла трафаретов в форме птиц, животных, разнообразных фигурок. А для изготовления глазури раньше использовали мед, уваренный до очень густого состояния, которым смазывали поверхность пряников. Сегодня мед варить не рекомендуется, поскольку при нагревании в нем образуются весьма вредные вещества.
Пряник – это гастрономическое выражение русской смекалки. Наши предки ценили его за способность храниться очень долго. Благодаря пряностям – естественным консервантам и медовой глазури – пряник не портился месяцами.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
Вот Борису Пастернаку и его герою Юрию Живаго, — отмечает ведущий, — не надо было объяснять, что такое печатный пряник. Попытаемся устранить дистанцию с глубиной веков и изготовить тот самый печатный пряник. Гордость русской кондитерской культуры. Итак, готовим с историком кухни Ольгой Сюткиной:
Ольга: — Изготовим, конечно. Но начнем, наверное, еще глубже. Тогда, когда пряник еще не был пряником. А был медовым хлебом. Точных рецептов медового хлеба с IX века, понятное дело, не сохранилось. Но если судить по той рецептуре, что до нас дошла, меда клали ровно вполовину от других ингредиентов. Эти «другие» ингредиенты – ржаная мука и ягодный, фруктовый сок. Мы возьмем самый типичный – яблочный. Я бы налила сок в мед, чтобы удобнее было перемешивать. И после этого добавим муку.
Размешиваем все до консистенции, которая позволяет работать с тестом руками. Замешиваем тесто, доску для раскатки смазываем растительным маслом. И формируем небольшой круглый «хлебец», толщиной примерно в 2 сантиметра. Ножом сделаем на нем небольшие надрезы для красоты. И отправим медовый хлеб в духовку на 12 минут выпекаться при температуре 180 градусов.
А дальше приступаем к приготовлению того самого печатного пряника. Мука у нас уже будет не ржаная, а пшеничная. И для того, чтобы тесто было воздушным и ароматным, долго хранило свою свежесть, нам нужно будет приготовить его на водяной бане.
В емкость добавляем сразу все ингредиенты. Это мед (лучше и ароматнее взять гречишный), сливочное масло, яйца. Мы добавим еще сахарный песок (которого, конечно, не было в Древней Руси). Но давайте все-таки руководствоваться современными вкусами. Также необходимо немного соды для разрыхления.
А здесь, — говорит Ольга, — у меня лежат специи. В них-то самая интрига. Издавна каждая хозяйка сама для себя решала: а что ее семья больше всего любит. И делала свою собственную смесь из разных специй. Называлась она «сухие духи» и хранилась в тайне. Понятно, что у каждой такой хозяйки были «самые вкусные» пряники. У нас с вами припасена корица, молотый имбирь и мускатный орех. Добавляем их в тесто и ставим на водяную баню до полного растворения сахарного песка (примерно 10 мин). Потом снимаем с плиты и немного остужаем.
Итак, сахар у нас полностью растворился, и мы можем уже замешивать муку. Образовавшееся тесто нужно поставить в холодильник, минимум на 2 часа. Чем дольше будет стоять это тесто (до недели) тем оно будет вкуснее: отдаст клейковину, раскроется. И чем более зрелое получится тесто, тем дольше сможет храниться сам пряник.
Мы будем делать два пряника. Один мы сделаем с той доской, что вам приготовил мастер. А другой вот на этой доске, вырезанной по старинным эскизам. Обе доски мы должны смазать растительным маслом, чтобы ничего не прилипло. Сегодня это можно сделать специальной кисточкой. А раньше вполне возможно – гусиным пером. Дальше нужно это наше тесто раскатать по всей поверхности вырезной доски.
— Ну, это конечно, не прогулочка была, — говорит утомленный раскатыванием Владимир Раевский. Но у меня все получилось!
Краюшки теста, выступающие за «узорную» часть доски нужно аккуратно обрезать ножом. Аналогично готовим пряник с повидлом. Только делаем его из двух слоев теста, на первый из которых (тот, что в пряничной доске) выложить само повидло, закрыть вторым слоем теста и раскатать, соединив швы пряника.
Отправляем пряники на противень. Первый 7 минут их надо выпекать при температуре 220 градусов. А затем еще 25 минут, снизив температуру до 175 градусов.
Тем временем готовим глазурь. Для этого надо смешать ровно 267 граммов сахара и 100 граммов воды. Варить на среднем огне точно до температуры 110 градусов. Снять с плиты и остудить глазурь до 80 градусов. Покрыть ею готовые и немного остывшие пряники.
Да, и, кстати, медовый хлеб-то тоже уже приготовился и остыл.
— Вот, где жива еще пряничная Россия! — говорит Владимир Раевский после первого кусочка.
Заедает она пряником печатным.
ЧТО ЗА ДИКОВИННОЕ БЛЮДО И КАК ЖЕ ЕГО «ПЕЧАТАЛИ»?
Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом», их рецепт привезли к нам варяги около IX века. Это была смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед составлял почти половину всех ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII-XIII веках с появлением различных заморских «сухих духов» пряник окончательно приобрел вид хорошо известной нам сладости.
Печатный пряник — самый распространенный (известны еще пряники вырезные и лепные). Изготавливался он с помощью пряничной доски. Мастера-знаменщики вырезали ее из твердых пород древесины — клена, ореха, груши, березы. Доску толщиной около 5 см сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени, затем художник-резчик наносил на нее рисунок в зеркальном отражении. Такая пряничная форма может служить очень долго, до 70 лет. Особенно если периодически кипятить ее в масле, чтобы убирать застрявшие остатки теста. Есть в истории пряничных форм совершенно особый случай, когда доска использовалась лишь однажды: в 1896 году ко дню коронации последнего российского императора Николая II (1868-1918) был испечен уникальный пряник с профилем монарха.
Пряничное дело в России становится повсеместным народным промыслом в XVII — XIX веках. Особенно прославились на этом поприще Архангельск, Городец, Вологда, Москва, Тула, Тверь, Вязьма. Причем секреты рецептов хранились в строжайшей тайне, передавались от отца к сыну. Самой известной тульской династией пряничников с конца XIX века стали Гречихины. В 1887 году на кулинарной выставке во Франции их двухпудовый пряник отметили золотой медалью. А Василию Романовичу Гречихину был пожалован титул почетного гражданина Тулы.
Виртуозы пряничного дела, дабы их рецепт не был раскрыт кулинарными шпионами, никогда не пользовались гирями. А ингредиенты взвешивали при помощи камушков и кусочков железа, которые непременно прятали в укромное место под замок. Поэтому после окончания Первой мировой и Гражданской войн, когда было решено возобновить производство пряников, выяснилось: большинство рецептов унесли в могилу их погибшие на полях сражений авторы. И если бы не Степан Севостьянов, работавший в юности подмастерьем у самих Гречихиных и обманом выведавший точный рецепт, кто знает, пробился бы пряник через кулинарные тернии ХХ века.
Самый популярный русский печатный пряник, известный еще с XVII века. Традиционная прямоугольная форма и минималистский дизайн делают продукцию заводов «Старая Тула» и «Ясная Поляна» невероятно узнаваемой на полках продуктовых магазинов. А начинку (в основном повидло или сгущенку) каждый уже выбирает на свой вкус.
ВЯЗЕМСКИЙ ПРЯНИК
Появился примерно в одно время с тульским. Это заварной пряник небольшого размера, настолько небольшого (примерно 4х2,5 см), что на нем зачастую не помещалось полностью название города, а только три первые буквы — ВЯЗ. При этом он был дороже своих тульских, городецких и московских собратьев: по 1 рублю 50 копеек за фунт, когда другие пряники стоили 4 копейки за фунт. Возможно, именно столько должен стоить настоящий королевский пряник, ведь доподлинно известно, что к 300летнему юбилею Дома Романовых вяземские купцы преподнесли Николаю II пряник весом в целый пуд (около 16 кг). В XIX веке в городе работало восемь пряничных фабрик, а после Октябрьской революции производство было прекращено. В результате старинный рецепт пряника, который по легенде любила сама английская королева, был безвозвратно утерян.
АРХАНГЕЛЬСКИЕ «КОЗУЛИ»
Козуля обозначает с поморского «завиток», «змейка». Эти украшенные цветной глазурью фигурки из теста в виде различных животных первоначально пеклись только на Рождество. Сегодня же эта разновидность силуэтного пряника — символ Поморья — выпекается в Архангельской и Мурманской областях к любым домашним праздникам: новоселью, свадьбе, при рождении ребенка. Люди верят, что «козули» в доме защищают от злых духов, поэтому не принято их сразу есть и тем более выбрасывать. Лучше украсить ими рождественскую елку.
ГОРОДЕЦКИЙ ПРЯНИК
В конце XIX века в Городце было 15 пряничных заведений, в которых работали потомственные мастера, преимущественно старообрядцы. Создавали они пряники, в отличие от вяземских, внушительного веса и размера. На пряничных формах вырезались рыбы и птицы, гербы с двуглавыми орлами, пароходы и поезда с дымящими трубами, разные фирменные надписи и пожелания — не пряник, а настоящее произведение искусства. Известно до 30 сортов городецких пряников, в том числе с различными наполнителями: сиропные, фруктовые, миндальные, лимонные. Эта сладость пережила и революцию, и войны и до сих пор выпускается ведущими предприятиями города.
И НАКОНЕЦ 3D-ПРЯНИК
Сегодня интернет-магазины предлагают пряники любых форм, размеров, цветов, к любому торжественному и не очень случаю. В широком ассортименте также детские пряники в виде персонажей современных мультфильмов или последняя тенденция пряничной моды — 3D-пряники. А еще в наличии пряничные корабли, пряничные поезда — кажется, для современных кондитеров нет ничего невозможного.
Как было бы здорово, если бы в Москве появился не виртуальный, а вполне реальный пряничный домик, в котором вместе с настоящими вкусными пряниками из разных городов России можно было бы купить чуточку счастья и толику мечты.
Источники:
http://pryanikovo.ru/pryanik-pechatny-j/
http://zen.yandex.ru/media/id/5c87afde30651f00b3370ecd/5c94b82ea33d8300b3a4f7ba
http://p-syutkin.livejournal.com/332565.html
http://rg.ru/2015/08/07/rodina-pryanik.html